Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Всегда у экзаменаторов есть попытка найти что-то, что даст основание этому человеку для поступления»: Алла Шестерина про ДВИ в МГУ

Профессор ВШТ МГУ и преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Домжуре Алла Михайловна Шестерина рассказала в интервью об особенностях вступительного испытания на направление «Телевидение» и раскрыла секреты успешной сдачи экзамена.

Фото Аллы Шестериной в Центральном Доме журналиста

— С какой целью проводят ДВИ в ВШТ?

— Телевидение всё же предполагает, что на это направление поступают люди, которые обладают определёнными качествами. И эти качества невозможно понять по ЕГЭ и по оценкам, потому что те же самые высокие баллы не гарантируют, что человек действительно расположен к тому, чтобы работать на телевидении. Эта работа очень многоаспектная, многоплановая, но, как правило, она всегда командная, во-первых. То есть необходимы какие-то коммуникативные навыки. Во-вторых, она творческая, этот экзамен позволяет уже абитуриентам проявить себя с этой стороны. И в-третьих, это профессия, которая подразумевает, что нет какой-то иллюзии, которая иногда бывает характерна для абитуриентов. Нет иллюзорного представления о профессии, что там всё прекрасно, что это только красота, что это легко и моментальная слава. И поэтому обычно во время собеседования мы пытаемся понять, насколько реалистично человек настроен на профессию.

— Из чего состоит ДВИ?

— Если мы говорим о бакалавриате, то это и устная, и письменная часть. Письменная часть — это, как правило, сочинение на определённую тему. Темы часто бывают связаны с литературой или с какой-то актуальной повесткой. А устная часть — это когда мы обычно просим человека рассказать о себе, о каких-то способностях, которыми он обладает, почему он эту профессию выбрал, как он представляет своё будущее в этой профессии. Если у человека есть уже какие-то результаты: он участвовал, например, в каких-нибудь конкурсах, или он пишет стихотворения, или сочиняет музыку, рисует картины — это всё тоже учитывается. Во-первых, это говорит об общей креативности, а во-вторых, это всё-таки аспекты, которые могут быть потом применимы в сфере телепроизводства.

— А какие ещё темы затрагиваются на экзамене? Вот Вы упомянули литературу, а что ещё?

— Это может быть история, конечно. Некоторые сочинения бывают по историческим темам или так называемым вечным проблемам: «Что такое дружба?», «Что такое любовь к Родине?», например. То есть это какие-то темы, которые действительно имеют свойство раскрывать личность человека. Человеку есть о чём порассуждать в рамках этих тем. Иногда бывают темы, связанные именно с профессией. Например, что-то касается работы на телевидении или: «Твоя любимая телепрограмма», допустим. Потому что, к сожалению, иногда бывают такие ситуации, когда к нам поступают абитуриенты, которые хотят работать на телевидении, но вообще ничего не смотрели, никого не знают. И, кстати, очень часто во время собеседования мы задаём вопрос: «Назови твоих любимых телеведущих или просто тех, кто тебе кажется интересным, кого ты знаешь». Если мы видим, что человек действительно очень хорошо вникает в профессию, то иногда просим назвать и режиссёров, и даже операторов. Бывает, что, конечно, абитуриенты называют, и это очень хорошо их характеризует, что они действительно неспроста в профессию идут. Но когда бывают случаи, что человек ни одного имени не может назвать — вот это уже провальная ситуация.

— Как проходит процедура экзамена?

— Очень по-разному, в зависимости от того, это очная или дистанционная форма. Обычно это два дня. Первая часть — это письменная часть, когда сдаётся сочинение. Даётся просто время, как и на любое сочинение. У всех одинаково: в аудитории пишется сочинение, потом оно проверяется и вешаются баллы. А что касается собеседования, то это индивидуально. То есть человек подходит к экзаменаторам, и экзаменатор уже с ним беседует. В абсолютно свободной форме, не по вопросам, никаких заранее вопросов нет. Но обычно начинают именно с того: «А почему вы к нам сюда пришли?» А дальше уже хватаются за ответы и продолжают развивать личность человека.

Всегда у экзаменаторов есть попытка найти что-то, что даст основание этому человеку для поступления. Нет никогда задачи, например, завалить человека. Нет такого. Даже если мы видим, что человек теряется, мы пытаемся задавать какие-то наводящие вопросы, чтобы он всё-таки раскрылся. Много раз были ситуации, когда мы брали человека с сомнением, а он потом становился нашей гордостью.

Фото Аллы Шестериной в Центральном Доме журналиста

 — Какие существуют критерии оценивания?

— Опять же это зависит от письменной или устной части. В письменной части это, безусловно, полнота раскрытия темы, во-первых. Аргументация, то есть насколько человек умеет логически выстраивать свой текст. Грамотность, конечно. И какая-то эмоциональная убедительность тоже оценивается. На самом деле у экзаменаторов есть очень чёткие критерии, но я не могу их озвучить, потому что это критерии, которые доступны только экзаменатору. Но всегда есть подготовительные курсы, дни открытых дверей, встречи непосредственно уже перед экзаменом, где озвучиваются требования. Они немножко в другой форме, не такие, как критерии экзаменатора. Но если ты будешь следовать этим требованиям, то определённо получишь высокую оценку. А что касается устной части, то, как я уже сказала, это коммуникативные навыки, умение ориентироваться, отвечать адекватно и быстро реагировать на вопросы экзаменатора. И, конечно, эмпатия. То есть очень важно, когда человек чувствует реакцию экзаменатора, например, и может как-то отреагировать на недовольство экзаменатора, потому что это для телевизионщика это тоже достаточно значимое качество. Здесь у нас также есть свои критерии оценивания, но их не имею права озвучивать. Нужно просто думать о том, что твоя задача — это быть максимально убедительным, рассказать о себе ярко, преподнести свои лучшие стороны и показать, что ты в профессии неслучайно, что ты владеешь какой-то дополнительной информацией, необязательно даже только из телевидения, может быть из кинематографа. То есть какие-то смешанные сферы — это очень позитивный момент. Также в собеседовании проверяются кругозор и эрудиция. То есть задаются часто вопросы о художниках, например. Когда мы говорим с абитуриентом, то задаём ему вопрос: «А какой темой ты хотел бы заниматься на телевидении, какую тему разрабатывать?» Человек говорит: «Ну я хотел бы в области культуры». Тогда мы, конечно, задаём вопросы: «Какие любимые художники/музыканты?» или «Как давно ты ходил в музей?», например. И вот здесь тоже бывают такие ситуации, когда понятно, что это как-то сказано наобум. То же самое, допустим, человек говорит: «В области спорта» и начинается обсуждение: «Какие виды спорта?», «Что ты помнишь про Олимпиады?», «Знаешь ли ты известных спортивных комментаторов?». То есть это уже зависит от того, как себя человек заявляет.

— А что ещё поможет сдать экзамен помимо курсов?

— Помимо курсов, конечно, очень помогает участие в различных конкурсах, во-первых. У нас же сейчас много конкурсов для школьников, допустим, в сфере медиа. Наличие каких-то грамот, наград или даже просто сертификат участника — это уже очень хорошо, потому что это говорит о том, что человек идёт к этому неслучайно. Поэтому, конечно, всё это подтверждение целенаправленности очень хорошо срабатывает. Кроме того, важно знание мэтров преподавания тележурналистики. Это необязательно, но если нам абитуриент говорит, что он читал работы тех авторов, которые считаются классикой, какие-то учебники, да если он ещё способен хотя бы одну фразу процитировать из этих учебников — это вообще нет слов, сразу очень высокий балл. 

— Скажите, а за сколько дней, может быть недель, стоит готовиться к экзамену?

— Здесь сложно сказать, это же очень индивидуально всё. У нас есть школы, курсы, которые идут буквально год, можно даже несколько лет ходить. Есть краткосрочные курсы. Некоторое время назад, когда была ситуация с COVID-19, мы пробовали дистанционные лекции. То есть каждый преподаватель в рамках своей темы одно занятие проводил дистанционно. У нас на сайте Высшей школы телевидения сохранились эти лекции. Кстати говоря, я бы очень хотела посоветовать тем, кто планирует к нам поступать, заглянуть на этот сайт, посмотреть подборку видео. Там много мастер-классов очень известных людей, связанных со сферой телевидения и не только. Они у нас записываются: студенты их снимают, монтируют, они выкладываются у нас на сайте, и там же есть подборка этих видеолекций. Очень хорошо было бы их посмотреть. А так краткосрочные курсы начинаются летом, это просто надо следить за информацией. У нас есть отдел по довузовскому образованию, можно позвонить туда, и там расскажут про все варианты, которые только могут быть. Подавляющее большинство этих курсов абсолютно бесплатны.

— Как избавиться от стресса перед экзаменом?

— Зайдите ко мне на YouTube канал «Alla Shesterina», там будут несколько выпусков: «Как успокоиться быстро?», «Как вообще стать спокойнее по жизни?» Вот там я об этом всё рассказываю. В принципе, хорошая подготовка — это, безусловно, один из вариантов. Когда ты понимаешь, что ты готов, то ты волнуешься меньше. Но всё равно остаются сомнения, всё равно невозможно знать всё, поэтому тут вопрос в психологической саморегуляции.

Поскольку у меня целые выпуски записаны, вы можете всё посмотреть, послушать: там и как непосредственно перед экзаменом успокоиться, как вообще снять психическое напряжение и как вообще стать более уравновешенным.

146

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту