Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Я художник, я так вижу

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Новые медиа и мир».

Участник – Ирина Соколова.

Я художник, я так вижу

В феврале 2014 года на выставке в Италии произошло необычайное происшествие. Накануне открытия смотрители зала обнаружили, что один из экспонатов… отсутствует. Оказалось, что уборщица выставки приняла инсталляцию за мусор и выбросила. А все потому, что состояло произведение искусства из бумаги и рассыпанных по полу крошек печенья. Людям, непривыкшим к причудам современных художников, иногда даже сложно понять, где разница между мусором и искусством?

Такой случай далеко не первый. В 2001 году в лондонской галерее была случайно выброшена композиция Дэмьена Херста, состоявшая, к слову, из пепельницы, грязных кофейных чашек, пустых пивных бутылок и мятых газет. Для современных выставок вообще давно нет ничего удивительного – неряшливо разбросанные вещи на тумбочке, прибитой к холсту, свисающие с потолка наушники, огромная трещина во всю длину пустого зала – список арт-объектов можно продолжать до бесконечности. Казалось бы, сделай, что в голову взбредет, назови себя гордым именем «художник», и будет тебе счастье. Зачем оканчивать художественную школу, если любой может раскидать на полу сигаретные окурки и назвать это концептуальной композицией? Так можно ли тогда вообще назвать такое искусство искусством?

Как часто мы слышим мнения людей, вроде «вот раньше писали картины, вот это были времена! А сейчас налепят любой ерунды и уже называют шедевром». Действительно, кажется, что работа художника XXI века не требует никаких усилий – ни долгих лет учебы, ни месяцев с кистью в руке ради одной картины. Наверное, у каждого, рассматривавшего в музее абстрактные полотна, хоть раз возникала мысль: «Подумаешь, да я тоже так могу». В чем же тогда заслуга авторов таких творений?
Простой ответ на вопрос дал вышеупомянутый Дэмьен Херст, кстати, самый дорогой художник в мире: «Очень просто сказать: «Ну, это даже я мог сделать». Дело как раз в том, что «это» сделал я.»
«Легко повторить» отнюдь не означает «легко придумать». Любой может нарисовать черный квадрат, но лишь Казимир Малевич преподал его как произведение искусства и выставил в музее. Современное искусство это уже не исполнение, это – идея.

Но давайте оттолкнемся от самого определения «искусства». Одна из обязательных функций, которую должно выполнять искусство, – эстетическая – «позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус». Действительно ли могут сформировать вкус и принести эстетическое удовольствие современные выставки?
Посмотрим же на лауреатов одной из самых престижных мировых наград, премии в области современных искусств, премии Тёрнера. На нее номинировались и Херст, ставший известным благодаря инсталляциям в виде различных животных в аквариумах с формалином, и Трейси Эмин со скандальной работой «Моя кровать», представлявшую собой неубранную постель с валяющимися на ней личными вещами художницы и сигаретными окурками, и Крис Офилли, задействовавший в своем произведении искусства даже слоновий навоз. А в 2012 году критики были шокированы, когда главный приз получил концептуалист Мартин Крид за инсталляцию в виде пустого помещения, в котором каждые 5 секунд то включалась, то выключалась лампочка. «Так о какой же эстетике здесь можно говорить? – взывают в своих статьях многочисленные блоггеры. – О каких законах красоты может идти речь? Разве может называться искусством то, что иногда вызывает даже отвращение?»

Но искусство, как и все в мире, со временем меняется. Да, долгое время это понятие и правда значилось в словарях как «отрасль культурной деятельности, удовлетворяющая любовь человека к прекрасному». Но вместе с эволюцией социальных и эстетических норм искусством получило право называться любое творческое сочетание элементов, отражающее чувства или эмоции. Иными словами, допустимо теперь абсолютно все. Вот и получается, что как бы ни протестовали завсегдатаи «живых журналов», любой из вышеупомянутых арт-объектов – своеобразное, но все же произведение искусства.

Выходит, дело в том, что нельзя ставить знак равно между современным и классическим искусством – это два разных понятия с разными стандартами. «Мне кажется, что современное искусство – это прежде всего новые идеи, мысли авторов, а также новая форма их выражения, – рассказала в одном из интервью Советник Министра культуры РФ Софья Троценко. – Конечно, хорошо, когда современный художник обладает хорошей техникой рисования, но сейчас, в наше время гораздо важнее, сумеет ли он выразить свои мысли в необычной, интересной форме. А критериев качества и профессионализма как таковых в этой области уже нет». Как и границ в фантазиях новых авторов.

Споры о провокационных экспонатах, как ни крути, еще долго будут будоражить умы критиков, блоггеров и обычных посетителей выставок. Современное искусство нравится и разочаровывает, вдохновляет и приводит в ужас, удивляет и вызывает недоумение, но никак не оставляет равнодушным – а разве не это в нем главное? Знакомство с подобными выставками не может быть скучным – чем это не повод немного размять ноги и освежить мозги, разбираясь в причудах художников?

Ирина Соколова

МАУДОД ЦВР «Планета взросления», объединение «Школьный курьер», г. Хабаровск

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту