«Я всегда говорю о том, что на самом деле в Советском Союзе цензуры не было. Это было очень творческое время»

Екатерина Седова — яркая медийная личность с внушительным послужным списком. Она успела поработать журналистом на Первом канале, создать Федеральную Школу Радио и стать ведущей авторских тренингов по управлению голосом. В этом интервью для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста Екатерина делится своей историей становления и опытом работы в советских СМИ.

Екатерина Седова
Фото из архива Екатерины Седовой

— Екатерина, как вам удалось добиться такого высокого уровня узнаваемости в медиасреде? С чего всё началось? Расскажите свою историю.

— Мне повезло родиться в медийной семье. Мой папа, Герман Седов, был знаменитый журналист, обозреватель, комментатор и один из основателей программы «Время». Ещё в советские времена его голос знала вся страна. Наверняка бабушки и дедушки помнят этот голос, потому что он вёл парады на Красной площади.

— Как вы считаете, какова роль семьи в вашем становлении как журналиста?

— Моё детство прошло в Софии, Болгарии, где папа работал собкором на Балканах. Он много ездил по европейским странам, снимал разные репортажи. Я выросла под штативом на съёмочной площадке, если так можно выразиться.

Изначально в моей семье люди делились, как правило, на две части. Это были либо исследователи и военные, такие как, например, мой предок Георгий Яковлевич Седов, в честь которого названы улицы, наверное, в каждом городе, знаменитый исследователь, полярник. Также были писатели и журналисты. Моя старшая сестра является журналистом на Радио России. И мне в этом смысле повезло, что я с детства имела доступ к медиа.

— Вы помните свои первые проекты в СМИ?

— Были советские времена, когда я пришла работать на радио, учась в третьем классе. Мы вели программу «Пионерская зорька» причём в прямом эфире. Это была внештатная работа. Два раза в неделю я была освобождена от занятий в школе. Я сама, будучи маленькой, ехала на метро из Останкино в центр Москвы, где в Государственном доме радиовещания и звукозаписи выходила в эфир вместе с другими ребятами. Это был, конечно, незабываемый опыт.

В 15 лет я вела на всесоюзном радио программу. Это была молодёжная радиостанция «Юность». Тогда было всего две радиостанции в стране. Это был «Радио Маяк» и «Радио Юность». Сейчас только в одной Москве порядка 60 с чем-то радиостанций. Все частоты заняты и новую станцию уже не поставишь. Нужно для этого какую-то другую убрать, а тогда их было всего две.

И вот была «полевая почта юности», которую я вела. Задача была такая: читать интересные выдержки из писем, которые пишут жёны или матери своим сыновьям в армию, и ставить песни по заказу. Но, естественно, несмотря на то, что у меня были мешки этих писем, я зачастую придумывала письма сама, чтобы, так скажем, порассуждать, чтобы они были интересными. И, конечно, заказы песен были те, которые нравились мне. Это был весь запрещённый западный рок, это был подпольный тогда российский рок, который только начинался, еще советский, потому что это были 80-е годы того века. И всё это шло в эфир на Всесоюзном Радио по всей стране.

— Как вы относитесь к тому, что в советское время не было такой жёсткой цензуры, как многие думают?

— Я всегда говорю о том, что на самом деле в Советском Союзе цензуры не было. Это было очень творческое время. Я ни разу в жизни за всё время работы в главных рупорах, таких как «Первый канал», программа «Время», до этого вот эти радиостанции. Я никогда, ни разу в своей жизни не столкнулась с понятием цензуры. Никто, ничего мне не редактировал, не убирал из эфира, не требовал переписать или переделать.

— Как вы начали свою карьеру в программе «Время»?

— Когда я окончила школу и стала поступать, естественно, на журфак. На журфак я провалилась и пошла работать в программу «Время». Но пришла туда я сама. Не папа меня привел за ручку, а я просто знала, куда стучаться. Потому что все эти люди, включая главных редакторов, были друзья семьи. Я просто позвонила. Тогда был Ольвар Варламович Какучая, главный редактор программы «Время». Я ему позвонила, сказала, что хочу работать. Он говорит: а папа знает? Я говорю: нет, папа не знает. Я хочу сама делать свою карьеру. Не хочу, чтобы папа мне помогал.

Он сказал, что нет в корреспондентском отделе ни одной должности, но ты можешь прийти младшим редактором. И я полгода выписывала пропуска. Такие «принеси — подай» исполняла, но уже делала как внештатный корреспондент репортажи для программы «Доброе утро» тогда она ещё называлась «120 минут» и для «новостей». Как только первое место появилось в корреспондентском отделе, меня сразу туда взяли, уже штатно, именно в корреспондентский отдел программы «Время». Началась моя репортёрская история.

— Почему вы акцентируете внимание на том, что журналистика была более творческой в советское время?

— Тогда это был мир до появления соцсетей, до появления интернета. 90-е годы. Где-то ближе к концу 90-х годов начали вообще появляться мобильные телефоны у людей на руках. Начали появляться какие-то подобия соцсетей. Первая соцсеть, в которой я серьёзно принимала участие, это был LiveJournal. Но до этого ещё впереди было много лет. Поэтому я могу сказать, что какие — то блогерские моменты, что — журналистские, они очень одинаковые. Блогер — это журналист сегодняшнего времени. По большому счёту, что такое журналист? Что такое блогер? Это человек, которому любопытно, которому не всё равно. И вот тогда из этого получается.

Да, у меня был ресурс определённый, но я видела в то же время много моих друзей, с которыми мы вместе начинали, которые сегодня топовые журналисты. Такие, как, например, Андрей Малахов, такие, как Дмитрий Константинович Киселёв. Мы были мальчиками, девочками, тусили все в одной песочнице под названием программа «Время» в репортёрском отделе. Нам было по 18-20 лет.

Было такое время, когда мы просто снимали чуть ли не своих друзей, которых мы хотели снять и делали всё, что хотели в эфире. Это было безумно крутое, свободное время. Работа была счастьем!

Не было такого, что ты сидишь и ждёшь, когда тебе главный редактор даст какое-то задание или начальник репортёрского отдела пошлёт тебя на какую-то съёмку. Мы придумывали сами. Мы сами находили, искали.

— Как вы находили сюжеты и темы для репортажей?

— Ещё раз напомню, не было интернета. Нельзя было зайти, прогуглить, что сегодня где случилось. Всё, что у нас было — это телетайпная лента. Мы шли, работали вот эти телетайпы, оттуда вылезала лента, где ты смотришь, что и где произошло, куда можно поехать. Мы сами обзаводились знакомствами в секретариатах первых лиц, во всяких интересных местах для того, чтобы сообщали, сбрасывали нам, а не нашим конкурентам первым информацию.

— А что на счёт конкуренции?

— Сначала мы были первые, без конкурентов. Потом первый исход был на «Вести» появился как раз телеканал Россия. Третий был на НТВ. Появился телеканал НТВ.

Все мы когда-то начинали в одной редакции, многие просто разошлись по разным каналам. Но, так или иначе, до сих пор со многими общаемся и дружим. Конечно, кого-то уже нет, к сожалению. А тогда мы все были молодые, задорные, полные огня и главное любопытства.

17
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту