Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Януш. Л. Вишневский «Бикини»

Добрый день, сегодня хочу представить вашему вниманию нечто вроде короткой рецензии. Это можно назвать просто мыслями, которые могли бы привлечь внимание читателя (в частности автора), что-то вроде «почему нужно прочитать кн игу, что можно взять для себя?»

Не обо всех прочитанных книгах хочется рассказать, а главное, оставить для себя в памяти их, также где-то в печатном либо рукописном виде, чтобы была возможность возвратиться к произведению. Об этой оставить хоч ется.

Не люблю книги, представляющие собой собрание стихотворений, рассказов, повестей или романов о военных событиях. Однако эта очень даже понравилась, быть может, тронула. В прошлом году впечатление произвела «Тайна» Олега Роя, но в ней я не нашла того, что привлекло в «Бикини».

Достаточно необычным можно назвать структуру повествования. В издании, которое читала я, даже различие в шрифте не сразу помогло разобраться, как же ведется повествование, что является воспоминаниями, а что происходит в настоящее время. Наверное, при повторном прочтении произведения читатель уже с первой главы проникается драматизмом , что не происходит при первом.

Эротика в книге изображена достато чно необычно, даже непривычно . Т о, что в военное время девушек и женщин часто использовали для удовлетворения своих «естественны х» потребностей, давно известно, но интересным и трогательным становятся эротические моменты «по любви». Таким является связь Анны с незнакомым парнем, о любви здесь говорить сложно, скорее о том, что люди нашли друг в друге утешение, однако это было обоюдно. Автор высказывает интересные мысли о том, что даже во время войны (а может быть, именно в это время) все чувствуется «тоньше», обостряется, от чего даже мимолетные связи с первым встречным кажутся настоящим и чувственным. Моло дость уходит, ее отбирают, а то , что привыкли считать грязным и стыдным во время войны, спасает юношей, как будто «возвращая» им упущенное.
Наряду с этим пониманием интимной близости стоит совершенно противоположное — американское, но оно остается таким только до определенного осознания со стороны героя. Интимная связь американцев показана «праздничной», то есть ожидают от нее праздника — радости на одну-две ночи и ничего больше. Связь Анны же с незнакомым парнем не ощущается также, хот я опять же случается единожды.

Значительная часть в повествовании уделена искусству — особенно музыке. Именно она помогает героям жить дальше, понимать что-то важное — друг друга, например. Интересно, что п очти каждому виду искусства Я. Вишневский уделяет внимание: но самое значительное — музыка. Это прослеживается и в его другой работе — «Одиночество в сети». К картинам и живописному мастерству тоже есть обращение, но оно не так привлекает. Впечатляет, что искусство показано классическим — вечным, и именно оно способно побеждать все, что, ка залось бы, победить невозможно.

Мне показалась очень занимательной часть, где Стенли рассказывает о том, что Артур думает о писательстве, как оценивает его. Точна мысль о том, что нужно решиться, быть готовым, что могут найтись люди, которым творчество покажется не таким стоящим. А самое важное, на мой взгляд, — грань, о которой говорит автор: есть такая грань, линия, после достижения которой ты не можешь себя сдерживать (это происходит по разным причинам), чувствуется как будто толчок к творчеству, которому, если подчиниться, то произведешь на свет что-то действительно важное и «настоящее», хот я бы для себя. Именно для себя!

Герои, казалось бы, не переходят грань, но это только на первый взгляд. Все чувства и душевные стремления «вымещаются» в письма. Письма для меня — точный способ выражать что-то, передавать то, что нельзя сказать прямым текстом. В произведении писем не так много, но каждое из них своей простотой и «чистотой» стоит того, чтобы его прочитали. Интересно, что нарисованная война в письмах — простой язык, который понятен всем. Когда называют вещи своими именами, не упуская смерти и военных действий (наверняка засекреченных) , это как раз способству е т лучшему пониманию всей жестокости этой войны, ее бесчеловечности.

«Идея американцев» тоже несколько заинтересовала. Наряду с Германией (ее частью) и Гитлером, которые боготворят нацию и считают себ я исключительными людьми, американцы делают нечто подобное только не в ущерб другим (до определенного времени в книге мы видим только намеки автора на эту мысль), как бы молча осознавая и признавая это своим кредо. До известных военных действий. Они не учат других языков, считая, что все, что не переведено на английский — ненужные вещи, которые не стоят внимания. Именно это позволяет американцам делать выводы, кот орые не согласуются с мировыми.

Повествование интересно и с другой точки зрения. Во времена, когда умирают и голодают все и вся, когда страшные события смерти рядом с каждым, главной героине, несмотря на многочисленные потери, вып адает такой шанс . З а время, пока Стенли вез Анну в свой город, казалось, что вот-вот случится что-то плохое (такими сюжетами богато множеств о книг — когда заранее знаешь счастливый конец, а само повествование становится «скучным» и даже причиняет дискомфорт ) . В этом же произведении все по-другому. На фоне ужасающей войны такое «везение» заставляет то верить в существова ние бога, то снова сомневаться.

В книге мужчины плачут. Существует большое количество произведений, где мужчины стойкие и суровые. Однако в последнее время мне начали попадаться книги, а которых они плачут. Это не вызывает жалости, а кажется даже естественнее стойкости. Происходить осознание того, насколько серьезными могли быт ь обстоятельства прошедших лет.

Возвращаясь к сходству американской и немецкой идеализации нации, хочется соединить ветвь преследования евреев и потребительского отношения к неграм со стороны американцев. Сразу всплывает ассоциация с книгой Харпера Л и «Убить пересмешника». Если в книге Я .Вишневского ненависть к неграм и неподобающее поведение выглядят на фоне тысяч смертей евреев чуть ли не раем, то это произведение (написанное как раз в то время, о котором идет речь в книге Я.Вишневского) опять же подтверждает «американскую идею» возвышения. Поражает персонаж Анны, в котором маты, алкоголь, сигареты, нагота и страшно-грустные мысли могут сочетаться с «бежевой комбинацией», романтическим купанием в голубой воде, прозрачно-прекрасным платьем и теплыми чувствами любви. Грубость и «показная нагота» (в чем бы он а не выражалась ) не отталкивают, а притягивают читателя, дают надежду, позволяют жаждать справедливости. Ведь если человек, переживший военные события, потерявший близких людей и молодость, может отказаться от любви — от человека, причастного (пусть относительно) к ее страданиям и к страданиям миллионов, то это о чем-то да говорит, ставит что-то выше даже самого высокого и чистого чувства, восхвал яемого всеми. Это многому учит.

У Олег Роя в «Тайне» достаточно неоднозначный конец, который нельзя назвать хорошим или счастливым. «Бикини» черной полоской — в газете и пустым местом — в чьем-то доме тоже. Это может говорить лишь о том, что у войны не бывает хороших концов, р ади каких бы «благих » целей они ни создавались.

Татьяна Степанова, г. Тюмень

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту