Януш. Л. Вишневский «Бикини»

Добрый день, сегодня хочу представить вашему вниманию нечто вроде короткой рецензии. Это можно назвать просто мыслями, которые могли бы привлечь внимание читателя (в частности автора), что-то вроде «почему нужно прочитать кн игу, что можно взять для себя?»

Не обо всех прочитанных книгах хочется рассказать, а главное, оставить для себя в памяти их, также где-то в печатном либо рукописном виде, чтобы была возможность возвратиться к произведению. Об этой оставить хоч ется.

Не люблю книги, представляющие собой собрание стихотворений, рассказов, повестей или романов о военных событиях. Однако эта очень даже понравилась, быть может, тронула. В прошлом году впечатление произвела «Тайна» Олега Роя, но в ней я не нашла того, что привлекло в «Бикини».

Достаточно необычным можно назвать структуру повествования. В издании, которое читала я, даже различие в шрифте не сразу помогло разобраться, как же ведется повествование, что является воспоминаниями, а что происходит в настоящее время. Наверное, при повторном прочтении произведения читатель уже с первой главы проникается драматизмом , что не происходит при первом.

Эротика в книге изображена достато чно необычно, даже непривычно . Т о, что в военное время девушек и женщин часто использовали для удовлетворения своих «естественны х» потребностей, давно известно, но интересным и трогательным становятся эротические моменты «по любви». Таким является связь Анны с незнакомым парнем, о любви здесь говорить сложно, скорее о том, что люди нашли друг в друге утешение, однако это было обоюдно. Автор высказывает интересные мысли о том, что даже во время войны (а может быть, именно в это время) все чувствуется «тоньше», обостряется, от чего даже мимолетные связи с первым встречным кажутся настоящим и чувственным. Моло дость уходит, ее отбирают, а то , что привыкли считать грязным и стыдным во время войны, спасает юношей, как будто «возвращая» им упущенное.
Наряду с этим пониманием интимной близости стоит совершенно противоположное — американское, но оно остается таким только до определенного осознания со стороны героя. Интимная связь американцев показана «праздничной», то есть ожидают от нее праздника — радости на одну-две ночи и ничего больше. Связь Анны же с незнакомым парнем не ощущается также, хот я опять же случается единожды.

Значительная часть в повествовании уделена искусству — особенно музыке. Именно она помогает героям жить дальше, понимать что-то важное — друг друга, например. Интересно, что п очти каждому виду искусства Я. Вишневский уделяет внимание: но самое значительное — музыка. Это прослеживается и в его другой работе — «Одиночество в сети». К картинам и живописному мастерству тоже есть обращение, но оно не так привлекает. Впечатляет, что искусство показано классическим — вечным, и именно оно способно побеждать все, что, ка залось бы, победить невозможно.

Мне показалась очень занимательной часть, где Стенли рассказывает о том, что Артур думает о писательстве, как оценивает его. Точна мысль о том, что нужно решиться, быть готовым, что могут найтись люди, которым творчество покажется не таким стоящим. А самое важное, на мой взгляд, — грань, о которой говорит автор: есть такая грань, линия, после достижения которой ты не можешь себя сдерживать (это происходит по разным причинам), чувствуется как будто толчок к творчеству, которому, если подчиниться, то произведешь на свет что-то действительно важное и «настоящее», хот я бы для себя. Именно для себя!

Герои, казалось бы, не переходят грань, но это только на первый взгляд. Все чувства и душевные стремления «вымещаются» в письма. Письма для меня — точный способ выражать что-то, передавать то, что нельзя сказать прямым текстом. В произведении писем не так много, но каждое из них своей простотой и «чистотой» стоит того, чтобы его прочитали. Интересно, что нарисованная война в письмах — простой язык, который понятен всем. Когда называют вещи своими именами, не упуская смерти и военных действий (наверняка засекреченных) , это как раз способству е т лучшему пониманию всей жестокости этой войны, ее бесчеловечности.

«Идея американцев» тоже несколько заинтересовала. Наряду с Германией (ее частью) и Гитлером, которые боготворят нацию и считают себ я исключительными людьми, американцы делают нечто подобное только не в ущерб другим (до определенного времени в книге мы видим только намеки автора на эту мысль), как бы молча осознавая и признавая это своим кредо. До известных военных действий. Они не учат других языков, считая, что все, что не переведено на английский — ненужные вещи, которые не стоят внимания. Именно это позволяет американцам делать выводы, кот орые не согласуются с мировыми.

Повествование интересно и с другой точки зрения. Во времена, когда умирают и голодают все и вся, когда страшные события смерти рядом с каждым, главной героине, несмотря на многочисленные потери, вып адает такой шанс . З а время, пока Стенли вез Анну в свой город, казалось, что вот-вот случится что-то плохое (такими сюжетами богато множеств о книг — когда заранее знаешь счастливый конец, а само повествование становится «скучным» и даже причиняет дискомфорт ) . В этом же произведении все по-другому. На фоне ужасающей войны такое «везение» заставляет то верить в существова ние бога, то снова сомневаться.

В книге мужчины плачут. Существует большое количество произведений, где мужчины стойкие и суровые. Однако в последнее время мне начали попадаться книги, а которых они плачут. Это не вызывает жалости, а кажется даже естественнее стойкости. Происходить осознание того, насколько серьезными могли быт ь обстоятельства прошедших лет.

Возвращаясь к сходству американской и немецкой идеализации нации, хочется соединить ветвь преследования евреев и потребительского отношения к неграм со стороны американцев. Сразу всплывает ассоциация с книгой Харпера Л и «Убить пересмешника». Если в книге Я .Вишневского ненависть к неграм и неподобающее поведение выглядят на фоне тысяч смертей евреев чуть ли не раем, то это произведение (написанное как раз в то время, о котором идет речь в книге Я.Вишневского) опять же подтверждает «американскую идею» возвышения. Поражает персонаж Анны, в котором маты, алкоголь, сигареты, нагота и страшно-грустные мысли могут сочетаться с «бежевой комбинацией», романтическим купанием в голубой воде, прозрачно-прекрасным платьем и теплыми чувствами любви. Грубость и «показная нагота» (в чем бы он а не выражалась ) не отталкивают, а притягивают читателя, дают надежду, позволяют жаждать справедливости. Ведь если человек, переживший военные события, потерявший близких людей и молодость, может отказаться от любви — от человека, причастного (пусть относительно) к ее страданиям и к страданиям миллионов, то это о чем-то да говорит, ставит что-то выше даже самого высокого и чистого чувства, восхвал яемого всеми. Это многому учит.

У Олег Роя в «Тайне» достаточно неоднозначный конец, который нельзя назвать хорошим или счастливым. «Бикини» черной полоской — в газете и пустым местом — в чьем-то доме тоже. Это может говорить лишь о том, что у войны не бывает хороших концов, р ади каких бы «благих » целей они ни создавались.

Татьяна Степанова, г. Тюмень

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту