Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Зачем нужен закон божий?

Отвечая на этот вопрос, протоиерей Серафим Слободской писал:

Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными, особенными, небывалыми условиями:

1. В большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически.

2. Большинство русских детей и молодежи находится в окружении иностранной среды, среди различных вероисповеданий и рационалистических сект.

Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени налагают на родителей, на всех воспитателей детей и, особенно, на преподавателей Закона Божия огромную ответственность.

Кроме того, никто не знает, что будет завтра, — будет ли данный ребенок учить Закон Божий или нет, может быть завтра семья его переедет в место, где не будет ни церковной школы, ни храма, ни священника. Уже это одно обстоятельство не дает нам возможности в самых первых классах ограничиваться простым (без всяких пояснений) рассказыванием ребенку событий священной Истории, как это делалось раньше, при программах, рассчитанных на много лет.

В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки (как говорят «по-детски»), ибо ребенок и поймет его, как сказку. Когда же будет взрослым, у него произойдет разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира, как это мы и наблюдаем нередко в окружающей нас жизни.

У многих современных людей с высшим образованием знания в области Закона Божия остались только со школьной скамьи первых классов, т. е. в самой примитивной форме, которая, конечно, не может удовлетворять всем запросам ума взрослого человека. Да и у самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы. Такие вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.

Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу, — дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, — школу Закона Божия.

Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни.

Каждый учебник так и начинается: «Бог сотворил мир в шесть дней …», т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе.

Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания.

Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, — значит были не наши дни. Какие были дни творения — неизвестно, ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы «седьмым днем» называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.

Итак, мы — христиане — верим и знаем, что «Все писание богодухновенно» и есть непреложная истина.

Наше время требует особого внимания и бережного изложения Слова Божия. В современных условиях необходимо доказывать бытие Божие, доказывать истинность Закона Божия, доказывать духовно-нравственные основы жизни человека. Необходимо научить верующих давать ответы вопрошающим, согласно указания Ап. Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3, 15).

Особенно необходимо в наше время давать ответы на лукавые вопросы безбожного мира, который ведет наступление на истину Божию, якобы во имя науки. Но, как раз, в этом то безбожники и терпят постоянное поражение. Потому что подлинная наука не только не противоречит, но, наоборот, с несомненностью подтверждает истину Божию.

В наши дни необходимо, чтобы в преподавании закона Божия имели место элементы апологетики (защиты веры), что раньше, при постоянных и твердых устоях жизни, не требовалось.

Рассказы из Закона Божия следует подтверждать примерами жития святых и другими примерами из обыденной жизни, чтобы ребенок понял и усвоил, что Закон Божий есть не теория, не наука, а есть сама жизнь. 

1966 г.

3

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту