Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Журналист, как сапёр, ошибается только один раз»: радиоведущий Юрий Орешов

В погоне за охватами и сенсациями журналисты начали грешить публикацией дезинформации в СМИ. Радиоведущий, редактор, руководитель отдела подкастов в медиагруппе «Комсомольская правда», преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева Юрий Орешов рассказал о наказаниях за фейки, как их распознать и можно ли обезопасить себя от непроверенных данных.

Юрий Орешов
Фото из архива Юрия Орешова

— Как Вы думаете, журналист или СМИ несёт ответственность за дезинформацию?

— Думаю, издание. Фамилию журналиста мы сегодня помним, а завтра забудем. Название СМИ у нас всё-таки остаётся в памяти. Если, например, издание под названием «Красная плитка» постит фейки, и слушатель, зритель, читатель увидели это, то завтра, скорее всего, никто не будет читать такой информационный источник. Очень важно, чтобы в эфире, в новостной ленте не было никакой дезинформации. Издания должны говорит со своими журналистами, чтобы те верифицировали факты. 

— Издания штрафуют своих сотрудников за предоставление ложной информации читателю?

— Они наказывают. Я знаю случаи, когда лишали и премии, и ползарплаты.

— Часто ли увольняют журналистов за дезинформацию?

— Да, конечно. За дезинформацию, которая навредила репутации издания, могут уволить. Это человек ещё легко отделается.

— Есть ли какая-нибудь волшебная таблетка, которая обезопасит от фейков?

— Основной совет — не торопиться с выдачей непроверенной информации. Сегодня все спешат разместить новость, чтобы быть первыми. Лучше же сначала проверить факты, а потом публиковать. Ущерба от того, что вы выдадите фейк, будет больше, чем если бы выложили верифицированную новость позже.

— Может, проверка займёт несколько дней. Издание тогда станет неоперативным, не так ли?

— Я бы не сказал, что это занимает несколько дней. Сегодня век Интернета, социальных сетей. 

Например, информационные агентства ТАСС и «РИА Новости» ничего не публикуют, пока не проверят факты. Они правильно поступают. Это государственные информационные источники, которые должны всё верифицировать. Если они что-то не проверили, не дозвонились до эксперта, заявителя, то они не опубликуют это. Конечно, в тексте можно поставить пометку с формулировкой «по неподтверждённым данным» или «по словам свидетеля»… Но где гарантия, что этот человек не врёт? Тут много всяких подводных камней, но всё же лучший совет — воздержаться от публикации непроверенной информации. 

В этом плане, кстати, Telegram-каналы несут меньшую ответственность и нагрузку, нежели государственные информационные источники, которые не могут так оголтело и быстро публиковать какие-то новости. Происходит так потому, что они не позиционируют себя как СМИ. Это именно информационный аккаунт в социальной сети.

— Существует ли какой-нибудь счётчик у журналиста, когда публикация непроверенной информации может стоить изгнания из профессии?

— Волчий билет? Да, иногда выдают. 

Мне кажется, журналист, как сапёр, ошибается только один раз. Если он выдал какой-то фейк, и это прогремело на весь Интернет, то, скорее всего, второй раз такое уже не допустит. Его внутренняя совесть не позволит этого сделать. 

— Где журналисту искать достоверную информацию?

— У меня в голове есть те СМИ, которым я полностью доверяю. Если я увижу какую-то новость в менее надежном источнике, то я пойду проверять дополнительно эту информацию в других местах.

— Бывали случаи публикации ложной информации крупными СМИ?

— Да. Даже крупные издания публикуют фейки. Например, часто пишут о госпитализации, к примеру, артистов, актёров. Через час человек публикует пост в социальных сетях о том, что с ним всё хорошо. Случается такое сплошь и рядом.

— Как Вы думаете, почему журналисты идут на умышленное враньё в своих материалах?

— Охваты и эксклюзив. 

— В России есть много законов, касающихся дезинформации, но их всё равно продолжают нарушать. Что может повлиять на полное прекращение публикации фейков в СМИ?

— Это утопия. Фейки всё равно будут появляться. Раньше только журналисты генерировали новости. Сейчас это делают все, включая самых маленьких блогеров. Появилась народная журналистика. Кто угодно публикует новости в социальных сетях, поэтому какая-то дезинформация всё равно будет размещаться.

Нам нужно вырабатывать критическое мышление и повышать уровень качественной информации.

— Как распознать фейки в сообщениях СМИ? 

— Верифицировать данные из нескольких источников. Если невозможно проверить информацию, то надо воздержаться от публикации.

— Можете привести примеры громких фейков в журналистике за последние годы?

— Когда началась мобилизация, в Интернете появился ролик со ржавыми автоматами. Якобы мобилизованным выдают некачественное оружие. 

Год назад опубликовали фейк об упавшем гражданском самолёте под Иркутском. Такое действительно когда-то произошло, но несколько лет назад.

Редактор-корректор: Маргарита Лукманова, студентка второго курса направления «Медиакоммуникации» факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; отличница Тотального диктанта 2023 года

29

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту