Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Американизация культуры России

Так сложилось в истории, что государства взаимодействуют не только на политической и экономической аренах, но и в сфере культуры. Испокон веков страны перенимали друг у друга не только нематериальные аспекты: обычаи, традиции, номинации слов, имена, но и новые изобретения, предметы быта и интерьера. Наше государство всегда было открыто для импорта и заимствований. Так в X веке из Византии на Русь пришло христианство, а за ним и традиции. В течение многих столетий русские купцы привозили из заграницы различные диковинные товары. Такая тенденция процветает и в современной России. Мы потребляем продукцию китайских, индийских, корейских, французских и других производителей. Но самым востребованным поставщиком второе десятилетие являются США. Россияне уже не просто перенимают элементы американской культуры, они начинают жить, думать как американцы. Ведь все, что нас окружает, так или иначе, связано с США: продукты, техника, электроника импортируются из этой страны, в кинотеатре идут голливудские фильмы, даже вывески на улице на английском языке. Россия постепенно американизируетс я. Этот процесс начался в конце прошлого столетия, когда пал «железный занавес». Первой в Россию, тогда еще СССР, пришла мода. О трендах в одежде в стране знали уже давно, благодаря взаимоотношениям с Францией, Болгарией, Латвией, Литвой и другими странами. Советские женщины рисовали стрелки, крутили бигуди и читали журналы мод. Поэтому американские тренды появились в СССР, когда весь мир уже знал о них. Это была мода молодежных субкультур. Мужчины-стиляги носили строгие пиджаки, укороченные брюки и яркие носки, а женщины – разноцветные платья с пышными юбками. Хиппи отдавали предпочтение длинным волосам, хлопчатобумажным футболкам и обилию украшений. Чтобы соответствовать американской моде советские девушки сами шили себе одежду или придавали купленной вещи новый вид. Например, они кипятили джинсы с отбеливателем, чтобы на них образовались нужные разводы. Вещи, которые находились в тренде, получали в новой стране новое название: брюки-бананы, джинсы-варенки, шарф – труба. Затем в СССР стала появляться невиданная до тех пор одежда. Людям надоело придумывать, и они просто стали называть вещи своими именами. Так появились легинсы, свитер и смокинг. Но сегодня это стало проблемой. Человек, который не следит за модой, не сможет даже догадаться, что значит «парка», «лоферы», «мамсы», «слипоны» или «чокер». Но тенденция к американским словам лишь набирает обороты. Теперь современная модница не спросит: «как тебе мой образ?», она скажет: «зацени мой лук». И с каждым годом современная молодежь лишь пополняет свой активный словарный запас заимствованиями. А общее количество англицизмов в русском языке превысило уже 10%. По мнению российских лингвистов, это катастрофически большая цифра. «Русский язык на грани нервного срыва» — меткое название книги доктора филологических наук Максима Кронгауза. Он тоже задумывается над проблемой заимствований, однако считает, что ее решение — это дело времени. Нужно просто пережить этот момент, ведь одни англицизмы приходят в русский язык, а другие бесследно из него исчезают.

Так в XIX веке Россия пережила эпоху галлицизмов. В это время культура Франции оказывала огромное влияние на образ жизни и мировоззрение русского народа. Все: от внешнего вида до поведения было в высшем обществе нашей страны на французский манер. Некоторые дворяне говорили на французском языке свободнее, чем на русском. Однако настал конец гегемонии Франции, и наш национальный язык вновь приобрел свое былое превосходство.

Два века спустя Россия снова оказалась под влиянием культуры другой страны. Причина кроется в том, что интерес к американизации рождается у самой уязвимой и неуправляемой части населения — молодежи. Подростки стараются выглядеть по последней моде, стильно одеваться, увлекаться тем, что популярно. Они хотят быть в тренде. Но это приводит лишь к тому, что их перестают понимать родители. Для старшего поколения молодежный сленг это набор непонятных слов: девушка берет свой Айфон, чтобы сделать селфи, отправить во френдзону парня, не пришедшего на вписку, скинуть подруге спойлер о паре, которую она шипперит и погуглить вегетарианскую диету. Девушка ознакомится с английской системой питания, но никогда не будет ее придерживаться. Ведь она не сможет отказаться от популярной американской еды – фастфуда. Первое в России кафе быстрого питания появилось в Москве в 1990 году. И с тех пор сэндвичи, гамбургеры, чизбургеры и газированные напитки являются одним из самых популярных вариантов перекуса. И взрослые, и дети знают о вреде фастфуда, но благодаря рекламе эта еда все равно остается востребованной в нашей стране. Россияне выбирают, что посмотреть по телевизору, исходя из своих предпочтений. Но какую бы передачу или фильм они не включили, просмотра рекламы им не избежать. А многократное повторение гарантирует ее запоминание. Молодежь предпочитает телевидению Интернет. Однако подростки смотрят американские фильмы, сериалы и передачи, где демонстрируется не только продукция, но и американский образ жизни. Жизнь гражданина США показывается с лучшей стороны, что является смыслом любой рекламы. И россиянину тоже хочется избавиться от всех своих проблем. Подросток строит вокруг себя маленький американский мир, который забывает по мере своего взросления. Но некоторые молодые люди передают любовь к культуре США своим детям. Они называют новорожденных граждан РФ американскими именами. В прошлом году эта тенденция достигла нового уровня. Родители стали называть своих детей в честь героев популярного американского сериала «Игра престолов». По данным «Известий» в органах ЗАГС были зарегистрированы девочки с именем Арья и мальчики с именами Теон, Варис и Петир. В 2016 году сенатор Валентина Петренко предложила ограничить фантазию родителей. Она внесла в Госдуму законопроект о том, чтобы прописать в законе о записи актов гражданского состояния специальные требования к именам. Ведь сериал со временем забудут, а ребенку придется носить имя героя всю жизнь. Это еще раз доказывает, что современные молодые люди «повернуты» на американской киноиндустрии и совершенно забыли об отечественной.

Еще в 2012 году Никита Михалков заметил: «идет полное истребление русской культуры, постоянное одичание молодого поколения». И в течение последующих лет Министерство культуры РФ направило все свои силы на решение этой проблемы. «Нам необходим патриотический тренд в общественном сознании» — отмечалось на сайте Российского военно-историчес кого общества уже в 2015 году. К тому моменту в стране был запущен ряд программ, направленных на рост статуса нашей национальной культуры. Так на федеральных каналах транслировались результаты конкурса фотографий природы России, а в субъектах страны проводился тотальный диктант. Национальная культура маленькими шажками направлялась к отведенному ей пьедесталу. 2016 год был объявлен годом российского кино, что увеличило интерес граждан нашей страны к отечественному кинематографу. Это доказывает статистика запросов поисковой системы «Яндекс». Согласно сайту «Яндекс. Ворд. Стат» два года назад словосочетание «российское кино» ежемесячно вводили в строку поиска 80 тысяч человек, а фразу «американское кино» — в два раза больше — 170 тысяч. Сегодня эти результаты почти сровнялись. Однако этого недостаточно. Отечественный кинематограф должен догнать и перегнать голливудскую киноиндустрию, занять лидирующие позиции в российском кинопрокате, получить приз зрительских симпатий.

А в это время американское производство развивается, прогрессирует и американизация. И наше государство не в состоянии остановить этот процесс. Министерство культуры РФ не может запретить или ограничить распространение в нашей стране продукции США. Ведь элементы иностранной культуры обеспечивают развитие нашей собственной. Мы не должны закрываться от влияния Америки, но мы также не можем допустить доминирования их идей. Для этого необходимо поддерживать собственную национальную культуру, развивая патриотизм у подрастающего поколения. Задача государства — создать все условия, чтобы молодежь стала уважать отечественный театр, кинематограф, заинтересовалась российскими актерами, художниками и писателями. А молодым людям нужно лишь присмотреться к деятелям культуры России, среди них обязательно найдутся те, кому захочется подражать.

Но в современном мире правит свобода выбора. Сегодня каждый сам решает, как ему жить и на кого равняться. Молодые люди копируют американские тренды и при этом стремятся быть индивидуальными. А ведь это качество заключается в национальной культуре. Именно она отличает россиянина от гражданина другой страны. Обычаи, традиции, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, делают русского человека уникальным. И если американская культура станет доминировать в нашей стране, мы лишимся всего, что отличало нас от других. Россия потеряет свою уникальность, свою индивидуальность , свою историю.

Костяева Александра

г. Москва

7

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту