Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

БЕЗЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК В ПУСТОЙ КОМНАТЕ

Валерия Гай Германика была для меня королевой школьной «антиутопии» до момента, когда я нажала на кнопку « Play », включая этот фильм. Что ж, придется потесниться на своем престоле, Валерия, ведь Ваши фильмы по сравнению с творением Тони Кэя «Учителем на замену» — добрые сказки о волшебстве и единорогах.

Очень часто Америка выпускает однообразные школьные фильмы про подростковую любовь и выпускные балы, но вряд ли в прокатах появлялось нечто похожее на это.

Режиссер, известный своим культовым кино «Американская история X », делает мелодраму с психоделическими элементами из документального интервью со сломившимся учителем вперемешку с анимационными нарезками, стыдом, страхом и яростью – такая мешанина бывает в хороших видеоклипах и плохих воспоминаниях.

Кэй делает главным героем фильма учителя Генри Барта, сутью работы которого является замена отсутствующих учителей. Эта деталь придает образу еще больше драматизма (хотя, казалось бы, куда уж больше). У персонажа нет постоянного места работы, отношений, друзей, а из семьи — лишь умирающий дедушка, в свое время оставивший семилетнего Генри без матери, доведя ее до самоубийства.

Но сюжет фильма не сводится к «Ах как жалко нам бедного Генри». Несмотря на груз тяжких воспоминаний, он, безусловно, остается сильной личностью, которой нельзя не восхищаться. Учитель, безусловно, имеет харизму и быстро завоевывает уважение учеников силой своего интеллекта. Нет, происходящее на экране не похоже на бойкую школьную драму, где хороший учитель наставляет трудных подростков на путь истинный. Здесь все происходит совсем иначе.

О педагогических способностях «учителя на замену» можно судить, посмотрев лишь десятиминутный отрывок первой встречи мистера Барта с классом. Он мгновенно ставит на место школьного псевдо-шутника и склонного к насилию афроамериканца (к слову, это очень неуместное здесь клише, ведь представление афроамериканцев жестокими животными давно уже ушло в прошлое, тем более в такой стране, как Америка, кичившаяся народным равенством). Добившись тишины, Генри задает воспитанникам школы для трудных подростков сочинение «Что обо мне скажут, когда я умру?». Хотя и самой школе, где учатся эти подростки, впору было бы писать такое сочинение – всё здесь трещит по швам. Родители равнодушны к детям, дети – к своему будущему, и только учителя ко всему неравнодушны, за что слишком дорого платят. Весь педагогический коллектив постепенно сходит с ума. Вот учитель уходит от проблем «веселыми таблетками», пытаясь образумить ученицу фотографиями пораженных инфекцией людей. Вот другой – он часами стоит, вцепившись в металлическую сетку ограждений в полной уверенности, что он невидим. Вот на глазах молодой учительницы в костюме цвета школьных стен рушатся все ее представления об идеальном образовании. И во главе этой команды стоит директор, страдающая из-за скорой отставки. Они работают в руинах образовательной системы, учат, сидя на обломках науки, в родительский день одиноко ждут мам и пап в классе, а они все не приходят, не приходят….

Отличным примером родительского равнодушия служит девочка Мередит, страдающая от постоянных упреков и непонимания со стороны окружающего мира, и в первую очередь – отца. Примечательно, что эту роль сыграл не кто иной, как Бетти Кэй – дочь режиссера. Все вокруг сторонятся странноватую толстую Мередит, доводя несчастную до полного отчаяния. И лишь мистер Барт не отворачивается от своей ученицы в трудную минуту, оказывая ей нужную поддержу (и тут же платится за эту поддержку обвинением в извращении). Не отказывает в помощи он и другой девушке, пытающейся заработать себе на жизнь, встав на кривую и опасную дорожку. «Ты похож на человека, у которого больше проблем, чем у меня» — говорит ему Эрика, и оказывается чертовски права. Приютив бездомную Эрику, он по-отечески опекает ее, но в конечном итоге все равно отдает в «дом помощи детям». Сцена их расставания очень драматична, но у мистера Барта свои правила жизни, и первое из них – никаких привязанностей.

Как говорит учитель на замену, дом Ашеров из рассказа Эдгара По – это не только развалившийся старый замок, но и состояние их души. То же самое можно сказать и про школу, которую покидает мистер Барт – долговязый мужчина с внешностью печального Пьеро, «безликий человек в пустой комнате», еще один учитель, не сумевший изменить мир к лучшему.

Некрасова Дарья

Ученица 9-го класса, Очень часто Америка выпускает однообразные школьные фильмы про подростковую любовь и выпускные балы, но вряд ли в прокатах появлялось нечто похожее на это.

Режиссер, известный своим культовым кино «Американская история X », делает мелодраму с психоделическими элементами из документального интервью со сломившимся учителем вперемешку с анимационными нарезками, стыдом, страхом и яростью – такая мешанина бывает в хороших видеоклипах и плохих воспоминаниях.

Кэй делает главным героем фильма учителя Генри Барта, сутью работы которого является замена отсутствующих учителей. Эта деталь придает образу еще больше драматизма (хотя, казалось бы, куда уж больше). У персонажа нет постоянного места работы, отношений, друзей, а из семьи — лишь умирающий дедушка, в свое время оставивший семилетнего Генри без матери, доведя ее до самоубийства.

Но сюжет фильма не сводится к «Ах как жалко нам бедного Генри». Несмотря на груз тяжких воспоминаний, он, безусловно, остается сильной личностью, которой нельзя не восхищаться. Учитель, безусловно, имеет харизму и быстро завоевывает уважение учеников силой своего интеллекта. Нет, происходящее на экране не похоже на бойкую школьную драму, где хороший учитель наставляет трудных подростков на путь истинный. Здесь все происходит совсем иначе.

О педагогических способностях «учителя на замену» можно судить, посмотрев лишь десятиминутный отрывок первой встречи мистера Барта с классом. Он мгновенно ставит на место школьного псевдо-шутника и склонного к насилию афроамериканца (к слову, это очень неуместное здесь клише, ведь представление афроамериканцев жестокими животными давно уже ушло в прошлое, тем более в такой стране, как Америка, кичившаяся народным равенством). Добившись тишины, Генри задает воспитанникам школы для трудных подростков сочинение «Что обо мне скажут, когда я умру?». Хотя и самой школе, где учатся эти подростки, впору было бы писать такое сочинение – всё здесь трещит по швам. Родители равнодушны к детям, дети – к своему будущему, и только учителя ко всему неравнодушны, за что слишком дорого платят. Весь педагогический коллектив постепенно сходит с ума. Вот учитель уходит от проблем «веселыми таблетками», пытаясь образумить ученицу фотографиями пораженных инфекцией людей. Вот другой – он часами стоит, вцепившись в металлическую сетку ограждений в полной уверенности, что он невидим. Вот на глазах молодой учительницы в костюме цвета школьных стен рушатся все ее представления об идеальном образовании. И во главе этой команды стоит директор, страдающая из-за скорой отставки. Они работают в руинах образовательной системы, учат, сидя на обломках науки, в родительский день одиноко ждут мам и пап в классе, а они все не приходят, не приходят….

Отличным примером родительского равнодушия служит девочка Мередит, страдающая от постоянных упреков и непонимания со стороны окружающего мира, и в первую очередь – отца. Примечательно, что эту роль сыграл не кто иной, как Бетти Кэй – дочь режиссера. Все вокруг сторонятся странноватую толстую Мередит, доводя несчастную до полного отчаяния. И лишь мистер Барт не отворачивается от своей ученицы в трудную минуту, оказывая ей нужную поддержу (и тут же платится за эту поддержку обвинением в извращении). Не отказывает в помощи он и другой девушке, пытающейся заработать себе на жизнь, встав на кривую и опасную дорожку. «Ты похож на человека, у которого больше проблем, чем у меня» — говорит ему Эрика, и оказывается чертовски права. Приютив бездомную Эрику, он по-отечески опекает ее, но в конечном итоге все равно отдает в «дом помощи детям». Сцена их расставания очень драматична, но у мистера Барта свои правила жизни, и первое из них – никаких привязанностей.

Как говорит учитель на замену, дом Ашеров из рассказа Эдгара По – это не только развалившийся старый замок, но и состояние их души. То же самое можно сказать и про школу, которую покидает мистер Барт – долговязый мужчина с внешностью печального Пьеро, «безликий человек в пустой комнате», еще один учитель, не сумевший изменить мир к лучшему.

Некрасова Дарья

Ученица 9-го класса Лицей 17 Архангельская область г. Северодвинск

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту