Что не так в Датском королевстве?

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Очерк».

Участник – Виктория Васильева.

Что не так в Датском королевстве?

Специалист по сочинениям и русской классике, знаток цитат и терминов – такого мнения я была о себе еще в начале учебного года, ведь на школьных уроках литературы я всегда могла ответить на любой вопрос учителя, знала содержание каждого пройденного произведения, а мои письменные работы часто становились одними из лучших в классе. И хотя никаких пробелов в своих познаниях по предмету я не замечала, желание сдать ЕГЭ по литературе на максимально высокий балл все-таки привело меня к репетитору. Уверенная в себе и в своих мозгах, я пришла на первое занятие к Елене Николаевне, и… не смогла ответить на самый первый ее вопрос – «что такое литература»!

Оказалось, что и пятерка в журнале стоит не заслужено, и звания «специалиста» и «знатока» присваивать мне было рановато. Я слабо разбиралась в теории, не имела ни малейшего представления об анализе произведения, а о родах литературы вообще слышала впервые. За сочинение, которое было с восторгом принято в школе, репетитор едва ли поставила бы мне зачет: в нем не было ни ответа на поставленный в задании вопрос, ни смысла, а лишь сплошной пересказ романа «Преступление и наказание». Испугавшись, что только я не знаю, что такое художественный мир, и где его искать, я спросила о нем у своих одноклассников и знакомых из других школ, но и среди них никто не мог дать точного ответа на этот очень легкий вопрос. Выходит, что литературе детей в школах не учат, а хорошие оценки ставят за сдачу стихотворений наизусть? Попробуем разобраться.

Загадочный предмет: то ли он есть, то ли его нет

Татьяна Цвенгер, 1 курс, кафедра журналистики, ТОГУ, Амурская область, город Белогорск, школа №5:

– До того как я решила стать журналистом и поступать в ТОГУ, я и понятия не имела о том, что это за предмет – литература. В моем расписании стояло три урока с таким названием, а в шкафу лежал учебник, на корешке которого было записано длинное и не понятное слово на «л». Казалось, в нашей школе и учителя не знали, что за загадочный предмет они ведут: педагоги то включали презентацию на весь урок и убегали прочь из класса, то вспоминали, что оценок у нас нет, а ставить отметки за полугодие необходимо. Тогда преподаватели заставляли зубрить стихотворения, да так много, что ребята не успевали их вовремя сдавать, и красные лебеди летели в журнал. О Пушкине мы слышали только благодаря «Сказке о царе Салтане», а с «Тарасом Бульбой» познакомились лишь в кино, но нам хватало и этих познаний.

А потом так случилось, что для поступления в вуз мне нужно было сдавать именно литературу, тот самый загадочный предмет, на котором мы учили какие-то рифмованные строчки. Следуя примеру своих одноклассников, я решила обратиться к репетитору, и на первом же занятии поняла, как сильно ошибалась, ни разу не заглянув в книжный шкаф. Репетитор открыла для меня и прозу Гоголя и Достоевского, и «стихов шкатулки» Маяковского, Фета, Блока, Ахматовой… Теперь я знаю, какой шедевр прячется в четырех толстых книгах с грозным названием «Война и мир» – а ведь он столько лет пылился на полке по соседству с Булгаковым и Пастернаком! Конечно, за год занятий с репетитором я не успела освоить всю школьную программу и сдала экзамен всего на 66 баллов, но с тех пор я не могу представить своей жизни без книг, а школьные уроки, в которых от литературы было одно лишь название, вижу в ночных кошмарах.

Методичку – назубок

Андрей Наумченко, 1 курс, кафедра журналистики, ТОГУ, МБОУ СОШ пгт Святогорье:

– Литература учит думать, но на наших уроках в школе мы чаще всего думали о том, как бы не получить очередную тройку за «неправильные мысли». Именно эта участь настигала каждого, кто осмеливался заявить учителю о своем понимании произведения, ведь его любимой книгой был не «Евгений Онегин» и не «Герой нашего времени», а обычная предметная методичка. Словно выучив наизусть каждую страницу руководства к пониманию Толстого и Достоевского, педагог считал верными только те ответы учеников, которые максимально походили на записи в его книжке, и чем ближе было сходство, тем выше мы получали балл.

Как только ни пытались самые смелые из нас доказать учителю, что существуют на свете и другие толкования шедевров русской классики, какие только аргументы мы не приводили, финал школьной эпопеи заканчивался всегда одинаково: в журнале появлялась очередная тройка «за старания». Так и проходили наши уроки, больше похожие не на знакомство с творчеством русских писателей и поэтов, а на изучение методички. Какой уж тут может быть интерес к книгам, если боишься прочитать «Войну и мир» и понять ее «неправильно»?

Пишите, Шура, пишите…

Ирина Соколова, школа №1, 11 класс:

– Есть на свете школы, в которых преподаватели совершенно не заботятся о том, что дети ходят на занятия с подушками и слушают их нудные лекции, как колыбельные. Мой же учитель слишком старается разнообразить уроки литературы презентациями и творческими заданиями. Совсем недавно мы три занятия подряд смотрели документальные фильмы о Маяковском, чтобы 135 минут совершенно не заинтересованные в творчестве поэта люди, воспользовавшись удобным случаем, пообщались с друзьями в социальных сетях и сделали кучу селфи. Фильмы закончились и забылись, никто их в классе не обсуждал и не анализировал, а педагог так и остался в неведении, что ни одного факта из биографии футуриста мои одноклассники не запомнили.

А месяц назад мы, добравшись до серебряного века, получили такое задание: сочинить письмо любимому поэту. В нем нужно было высказать свое мнение о творчестве автора и задать любые вопросы. И то ли задание было непонятным, то ли ребята не смогли сообразить, что от них требуется, но на следующий урок перед учителем лежала гора одинаковых посланий в прошлое, начинающихся с фразы: «Я восторженна вашим талантом. Ваше творчество великолепно!». Не удивительно – школьники не стали даже открывать сборники Есенина и Ахматовой, написав письмо по шаблону, заполнив листочек пустыми словами.

На педагогические эксперименты у нас уходит очень много времени, мы все время отстаем по программе, а попытки учителя разнообразить чтение скучных лекций творческими заданиями ни к чему не приводят. Такие занятия и знаний о предмете никаких не дают, и интерес к чтению не прививают. Людям, не только не разбирающимся в литературе, но и почитающим «50 оттенков серого» и не знающим слово «амбиции», не помешает написание старых добрых сочинений и чтение лекций – может быть, хоть так они начнут думать над произведениями и получат базовые знания по предмету.

И физики, и лирики

Елизавета Баранова, ЛИТ, 11 класс:

– Хоть я и учусь в техническом лицее, зубрю физические формулы и с легкостью решаю сложные тригонометрическ ие уравнения, это ничуть не мешает мне в душе оставаться гуманитарием и любить литературу. Я не могу представить свою жизнь без романов, рассказов и поэм, и потому каждый вечер провожу с книгой в руке. С 8 класса я принимаю участие в олимпиадах по этому предмету, а проблему произведения нахожу быстрее, чем первую космическую скорость. Конечно, никто в школе не заставлял меня читать литературу не по программе, и многое из того, что отложилось в моей голове о русских писателях и поэтах, я нашла и прочитала сама, но и школьные уроки помогли мне понять предмет, привили мне любовь к библиотеке, запаху типографской краски и постоянным погружениям в художественный мир авторов.

Наш преподаватель не изобретает велосипедов, не заставляет писать письма любимым поэтам, а очень грамотно составляет план урока: мы успеваем и произведение обсудить, и документальный фильм посмотреть, и теорию записать. Пятерки в журнале просто так не появляются – оценку в аттестат мы зарабатываем не зубрежкой стихотворений, а получаем отметки за анализы произведений и сочинения. А когда на уроке учитель задает вопрос одному ученику, другие ребята, услышав ответ одноклассника, вливаются в обсуждение, спорят друг с другом. Каждый старается отстоять свою точку зрения, и какой бы необычной она ни была, преподаватель выслушивает каждого и соглашается со школьником, если он приводит убедительные аргументы. Порой дискуссия становится такой интересной, что тяжело просто так сидеть за партой и молчать. И хотя далеко не всем ученикам в моем классе нравится писать эссе и разбираться, почему Печорин – лишний человек, даже ярые ненавистники чтения отличают Льва Толстого от Алексея Толстого, футуризм от акмеизма, эпитет от метафоры, и могут с легкостью объяснить, почему занавески в квартире старухи-процентщ ицы были именно желтого, а не бирюзового цвета. Пускай некоторым ученикам совсем не нравится погружаться в произведения с головой и по ночам прятаться с книжкой под одеялом, они уважают и разбираются в этом предмете, понимая, за что русскую литературу называют великой.

Мнение эксперта

Елена Николаевна Галюк, бывший преподаватель русского языка и литературы школы №80, руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы:

– Как только с 2003 года в стране начали постепенно вводить ЕГЭ, преподавать в школе стало скучно. Если раньше литературу обязательно сдавали на выпускных экзаменах, и ученики должны были выучить 31 билет, знать наизусть отрывки из стихотворений и поэм и уметь писать сочинения, то сейчас этот предмет вузы редко требуют для поступления, и учителя считают, что преподавать его должным образом больше не имеет смысла. Они не нагружают учеников анализами рассказов и повестей и лишь поверхностно изучают школьную программу. Они даже начинают путать термины! Например, дают ребятам задание: «Найдите проблему текста». «Что такое проблема текста?» – спрашивают ученики, а преподаватель отвечает: «То же самое, что и идея». Простите, но учителю стыдно не знать, что проблема и идея произведения – два разных понятия! То есть сами педагоги больше не учат свой предмет, не пытаются разобраться в нем и не требуют этого от своих учеников.

Развитие новых технологий тоже не идет на пользу школьному обучению. Чтобы подготовиться к урокам, ребята перестали ходить в библиотеки, где нужно очень долго искать необходимую книжку в каталоге и еще столько же листать ее странички, дабы найти требуемую информацию. Теперь не пишут рефераты от руки, а печатают скаченные из Интернета тексты, даже не читая их.

Все это приводит к поверхностному восприятию произведений учениками, ребята не разбираются в предмете, но получают пятерки за свои старания. Ко мне на занятия ходит мальчик из лицея, умный и очень талантливый, в школе у него по литературе только «отлично». Я попросила его показать мне одно из сочинений, за которое он получил высший балл, и пришла в ужас: за такое творение необходимо было ставить «незачет»! Когда ученик не поверил моим словам, мы прошлись по критериям оценки сочинения – он не выполнил ни один из них. Страшно представить, сколько еще ребят с пятеркой в журнале и не подозревают, что совершенно не знают литературу.

Искать виноватых в том, почему подрастающее поколение предпочитает «50 оттенков серого» «Евгению Онегину», а клуб – библиотеке, бесполезно. Кто бы ни стоял за теорией литературного заговора – учитель, школьная программа или создатели сети Интернет, каким бы кошмаром ни было знакомство с Лермонтовым и Тютчевым за партой, не стоит раньше времени опускать руки. Если занятия в школе не похожи на уроки Елизаветы, а больше напоминают 45 минут мучений Тани, Иры и Андрея, то следует поскорее начать знакомство с шедеврами русской прозы и поэзии самостоятельно. Кстати, из опрошенных 22-х студентов кафедры журналистики в ТОГУ лишь пятеро готовились к экзамену по литературе с репетитором, остальные же ребята безо всякой помощи педагогов, вооружившись справочниками, тестами, книгами и Интернетом, сумели получить высокий балл. Не стоит забывать, что литература – не алгебра и не физика, здесь нет четких правил и надежных алгоритмов, а потому понять и полюбить ее можно лишь с головой погрузившись в художественный мир произведения, в котором царят аллегории, образы и антитезы, и куда ни один учитель не сможет отправиться вместе с вами.

Виктория Васильева

Ученица 11 класса МАУДОД ЦВР «Планета взросления»,

объединение «Школьный курьер», г.Хабаровск

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту