Что такое frame и agenda-setting: минисловарик журналистских терминов

Мир вокруг постоянно меняется, поэтому каждой профессии приходится тоже развиваться и привносить среду что-то новое. Так, в 70-х XX века журналистское общество стало превращаться в конвергентное из-за перехода к пост-индустриальному и информационному обществу. На этой почве появилось множество новых течений и направлений, которые и получили свои названия. Сегодня мы познакомим Вас с некоторыми старыми и новыми терминами современной журналистки.

«А»

Аудитория — Термин традиционно связывают с обозначением фигуры получателя сообщения в линейной модели коммуникации, самостоятельного участника процесса массовой коммуникации, а также используют для наименования совокупности людей, к которым обращаются различные средства массовой коммуникации; тех,кто получает и воспринимает обращенную к читателю, слушателю, зрителю или пользователю информацию. (Источник: Отечественная теория медиа: основные понятия под ред. Е.Л. Вартановой)

«Б»

Блог — Персональная страница на широко доступной онлайн-платформе (как правило, социальной сети), периодически наполняемая контентом по усмотрению ее автора (группы авторов). Создатели блогов – «блогеры» – имеют разнообразные профили по тематике (политика, экономика, культура, спорт, досуг, мода и мн. др.) и используют различные форматы контента (текст, фото, аудио, видео) или их сочетание. В целом данный вид деятельности в Интернете называется «блогингом», совокупность существующих блогов – «блогосферой», а для авторов, специализирующихся на видеоконтенте, существует отдельное наименование – «влогер». Поскольку запуск собственного блога, как правило, не сопряжен с существенными материальными издержками и несложен с технической точки зрения, появление новых участников блогосферы ничем не ограничено (барьер может заключаться только в недоступности самой онлайн-платформы). (Источник: Отечественная теория медиа: основные понятия под ред. Е.Л. Вартановой)

«В»

Визуализация — Метод презентации изначально не систематизированной и не предназначенной для зрительного восприятия информации в виде изображений – таблиц, схем, карт, графиков, диаграмм, рисунков, анимации, статичной и динамической инфографики, 3D-моделей. При этом одна и та же информация в зависимости от целей и задач автора может быть визуализирована различными способами. Для современного этапа развития и внедрения визуализации в медиа центральным событием стало появление и совершенствование компьютерной графики, в частности доступной функционалу персонального компьютера.

«Г»

Гейткипинг(Gate-keeper) — Процесс отбора, а затем фильтрации элементов носителей информации, которые могут быть использованы в течение времени или пространства, которые человек имеет. Это означает, что гейткипинг входит в роль наблюдения и мониторинга данных. Эти решения о привратничестве принимаются каждый день для сортировки соответствующих элементы, которые увидят зрители.

Теория привратничества — это метод, который позволяет нам сохранять рассудок. Потребляя контент, который наиболее важен для нас каждый день, мы можем игнорировать миллиарды дополнительных точек данных, которые требуют нашего внимания. (Источник: https://masscommtheory.com/theory-overviews/gatekeeping-theory/)

Гражданская журналистика — Термин, который в российской традиции зачастую объединяет значения понятий сivic journalism и citizen journalism (в обоих случаях дословно «гражданская журналистика»). В первом случае речь идет о разновидности профессиональной журналистики, призванной мотивировать и активизировать гражданскую активность аудитории СМИ, обеспечивать участие читателей, слушателей и зрителей в различных сегментах общественной жизни и в деятельности редакций конкретных информационных ресурсов. В втором случае предполагается осмысление деятельности авторов нового типа, не имеющих профессионального образования и специальной подготовки в области журналистики и массовых коммуникаций, протекающей преимущественно в современном медиакоммуникационном пространстве (например, в самостоятельных сегментах пространства социальных медиа или на соответствующих площадках традиционных СМИ). (Источник: словарь под редакцией Е.Л. Вартановой)

«Д»

Дата-журналистика/журналистика данных — Направление в журналистике, в основе которого лежит сбор, анализ и обработка данных для создания медиаматериалов. Предполагает рассказ историй с помощью цифр, баз данных с обязательной, понятной, креативной визуализацией.

На базисе big data и цифровизации. Big data – структурированные и неструктурированные данные огромных объемов и разнообразия, а также методы их обработки, которые позволяют распределенно анализировать информацию. Анализ больших данных проводят для того, чтобы получить новую, ранее неизвестную информацию. (Источник: Дата-журналистика как медиатренд С.И.Симакова)

 «Ж»

Желтая пресса/Бульварная пресса– вид газетных изданий, источник сенсационных, часто неточных, неприличных или вульгарных материалов с грубыми двусмысленными заголовками и иллюстрациями. (Источник: https://advertising_pr.academic.ru/)

Журналистика соучастия — Это журналистика, которая ставит перед собой задачу помогать реальным людям. Здесь главное не тираж, не влияние, а взаимопонимание между журналистом и читателями. 

Это направление в журналистике, характеризующееся трансформацией традиционных отношений «журналист-аудитория» в сторону большей гуманизации и демократичности. В рамках данной модели аудитория становится не только потребителем информации, но и ее поставщиком, а также соучастником в решении общих проблем для достижения социально значимого результата. (Источник: т управления к соучастию: новые течения современной журналистики А.В. Пустовалов, И.А. Березина; Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям И.М. Дзялошинский)

 «И»

Информационная журналистика — Эта разновидность журналистики – одна из самых популярных в современных СМИ. Еще такую журналистику называют новостной (из-за ее главного жанра – новостной заметки), западной (так как за образцы берутся зарубежные издания и зарубежные методики обучения журналистов) и англо-саксонской (потому что зародился этот тип прессы в конце 19 века в англоязычных странах – США и Великобритании). (Источник: А.В. Колесниченко «Настольная книга журналистики»)

«К»

Конвергентная журналистика — Это редакция, производящая новости одновременно для всех видов СМИ, входящих в состав крупного медиа- холдинга: интернет, радио, телевидение, пресса. Они поддерживают друг друга и продвигают при помощи кросс-промоушна, обмениваясь рекламными моделями, поиск которых на медиа-рынке интенсивно велся на протяжении последних нескольких лет. (Источник: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/148482/1/Bludova.PDF)


Контролирующая журналистика — Контролирующая журналистика  предоставляет читателю информацию о происходящем во властных структурах, влиятельных частных и общественных организациях, таким образом, делая их подотчетными гражданам и стимулируя необходимые перемены. (Источник: https://kartaslov.ru/)

 «М»

Медиапрайминг — Социологическая концепция: если в сознании человека активировать определенную мысль, то можно вызвать активацию мыслей, семантически близких первой.

Основана на том, что любая идея или концепция хранится в памяти человека в виде отдельной ноды (узла) в составе сети, и связана с другими нодами с помощью семантических путей (когнитивная психология).

Образы, используемые СМИ, могут использоваться для манипуляции общественным сознанием путём стимулирования у аудитории мыслей, так или иначе связанных с инициальными (посылаемыми).

(Источник: Media Now: Understanding Media, Culture, and Technology by JosephStraubhaar, RobertLaRose, LucindaDavenport )

«П»

Повестка дня/Agenda-setting — Термин «повестка дня», или «agenda», обозначает сводку новостей, актуальных на данный момент времени. С научной точки зрения, повестка дня характеризуется как совокупность продуктов масс-медиа, убеждающая людей считать события или явления, с которыми те познакомились при помощи прессы, телевидения, Интернета, более значимыми, чем другие. Первопроходцем, человеком, раньше всех наметившим идею  теории, является Уолтер Липпман. Именно он констатировал факт о том, что СМИ, хотя и не влияют на аудиторию «прямолинейно» (во что свято верили исследователи масс-медиа до начала 40-х годов XX века), но создают «образ внешнего мира», рисуя в головах индивидов  определенные стереотипические «картинки». (Источник: Федорова Е.Д. Теория установления повестки дня; Уолтер Липпман Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой)

«Р»

Редакция — Редакция СМИ — организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. (Источник: https://media-pravo.info/glossary/24)

«С»

СМИ (средства массовой информации) — Тип медиа, одновременно обладающих тремя ключевыми характеристиками: массовостью, на- правленностью и периодичностью. Исходя из этого можно констатировать, что каждое средство массовой информации – СМИ – является медиа, но не каждое медиа является СМИ.

Под массовостью подразумевается потенциальная множественность контактов с потребителями, что обеспечивается широким техническим охватом канала и/или тиражностью носителя. (Источник: Отечественная теория медиа: основные понятия под ред. Е.Л. Вартановой)

«Т»

Типология СМИ — Классификация СМИ (массмедиа) на основе определенных критериев – одно из крупнейших направлений советской и российской теории журналистики. Наиболее часто используемыми специалистами по теории журналистики (СМИ) критериями являются материально-техническая форма (печатные, электронные), периодичность выхода, география распространения (общенациональные, региональные, муниципальные и т. д.), типы собственников (государственные, частные, общественные), экономические интересы (коммерческие, некоммерческие), целевая аудитория (возраст, пол, социальный статус, профессия и т. д.), функции контента (новостные – развлекательные). (Источник: Отечественная теория медиа: основные понятия под ред. Е.Л. Вартановой)

 «Ф»

Фрейм — Ирвинг Гофман: фрейм в одно и то же время является и синонимом ситуации, и её определением, а также матрицей возможных событий в этой ситуации.

Ирвинг Гофман: «При формировании фрейма сознание опирается на какой-то идеальный тип, который должен существовать в обществе, однако же этот тип создаётся самим человеком благодаря культуре, доминирующей в обществе». (Источник: Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта)

 «Ц»

Цифровизация — Процесс перевода информации в цифровую форму, сопровождающийся внедрением в обиход цифровой техники и технологий и вызывающий соответствующие социально-экономические изменения.

В англоязычном обиходе термин «цифровизация» часто относится к процессу конвертации в цифровой формат данных, представленных в самых разнообразных формах: печатных книг, звуковых записей и т. п. В отечественной практике этот процесс называется оцифровкой. (Источник: Отечественная теория медиа: основные понятия под ред. Е.Л. Вартановой)

11

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту