Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Царство медведей

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Репортаж».

Участник – Юлия Ковтун.

Царство медведей

Ох уж эти каникулы! Июнь, июль, август, и все – снова в школу. Главное за лето – запастись яркими впечатлениями, множеством фотографий и бронзовым загаром. Каждый планирует свои деньки по-разному. Многие ходят в кино, кафе или же просто прогуливаются по городу. Вот и я решила прогуляться, но не по площадям и тротуарам, а по Верховью Баджальского хребта.

Баджал это место, где рождаются облака, в низинах таинственная тайга будто рассказывает свои секреты ветру. На просторных травянистых склонах, пасутся олени и изюбры, а под корнями сваленных, покрытых мхом деревьев живут юркие лемминги. Но и опасные хищники обитают на Баджале. В темных зарослях стланика и сосен хозяйничают бурые медведи, охотящиеся за ничего не подозревающими зверьками. Это удивительное по красоте и загадочное место находится в северо-восточной части нашего Хабаровского края.

Мой дед, который занимается туризмом уже больше сорока лет, предложил мне отправиться в это «царство медведя». Участниками похода оказались студенты и преподаватели Комсомольского педагогического института, проверенные туристы, такие как мой дедушка, и новички, как я и моя подруга.

«Экспедиция! Экспедиция! Я еду в экспедицию-ю-ю!» , – с этих радостных криков началось мое приключение. Собирая рюкзак, я немного озадачилась: две недели в тайге, без намеков на цивилизацию, много, видимо, придется на себе тащить… И предчувствие меня не обмануло: гора вещей, два фотоаппарата, десяток батареек да еще и общий провиант, и в итоге – восемнадцать килограмм! «Да уж, нелегко мне придется, ну ничего, справимся», – подумала я.

В назначенное время шестнадцать туристов уже запрыгивали в общий вагон старого поезда вместе со своими огромными рюкзаками. Посреди ночи все стали собираться – через час наша станция Джамку, остановка одна минута, поэтому нужно постараться быстро выбраться из вагона. Но и эту проблему мы решили. И вот, в кромешной тьме, при свете фонарика, подошли мы к огромному «Уралу» и по очереди залезли в кузов машины. Долгий путь, хорошая встряска, ночной холод – такая дорога в «царство медведя».

Наша мощная машина проезжала через глубокие горные реки и сваленные ветром деревья. На одной из таких переправ мы преодолевали очередной завал, когда на песчаную горку из зарослей стланика выбежал медвежонок! Я не теряя ни минуты, схватила свой фотоаппарат и беспощадно стала нажимать спуск затвора. 10, 15, 20 кадров. Это могло длиться бесконечно, но косолапый малыш поспешил скрыться из виду за ветвями сгорбленных сосен. Маленький медвежонок привел всех в неописуемый восторг.

Подъехав к заброшенной деревне геологов, мы решили обустроить лагерь, представляющий собой семь палаток и натянутый над костром тент. На следующее утро, взяв с собой теплые вещи, спальники, палатки, веревки и несколько банок тушенки, мы пешком отправились на встречу Болоджоку, одной из самых высоких гор на Баджале. Одиннадцатикилом етровый маршрут изматывал не только меня, но и других участников экспедиции, некоторые просто падали от бессилия на камни и не могли подняться. Ближе к вечеру, когда наша группа подходила к подножью Болоджока , стал опускаться туман, и мы приняли решение ставить палатки на ночлег.

На рассвете, хорошо подкрепившись, мы стали взбираться по скользким камням вверх, к облакам. Болоджок напоминал сурового, сварливого и негостеприимного старика. Он окутал туманом горы, дышал ледяным ветром, стараясь сбить нас с пути, но наша группа не отступала. Поднявшись на два километра, мы остановились на долгожданный отдых. Ох, еще несколько сотен метров осталось до пика…

Взобравшись на вершину , я поняла вот она – покоренная высота, вот цель, к которой все так стремились. Через несколько минут мы решили спуститься – от ледяного ветра и холода пальцы просто отнимались. Спуск оказался еще сложнее: камни, заросшие лишайником, так и норовили выкатиться из-под ног, а одежда совсем промокла от моросившего дождя. Но вот уже виднеются навесы палаток, до которых осталось еще несколько километров. Добрались и принялись за ужин. Трещал костер, кипел котелок с чаем, а я слушала рассказы бывалых туристов. Медленно подкрадывалась ночь, я постепенно начала погружаться в дремоту. Утром нам предстояла долгая дорога в главный лагерь .

На следующий день кто-то из старших предложил отправиться на горные озера. Отогрелись, выспались и снова в горы?! Ну, уж нет, я лучше еще денечек посижу в палатке или пофотографирую местную живность! Так наша группа разделилась: любители острых ощущений ушли на горные озера и обещали вернуться к вечеру, а я, дед и две студентки остались в лагере наслаждаться шумом горных рек и стрекотом кузнечиков. Порыбачив и сварив вкусный обед, мы даже не заметили, что уже закат, а наших экстремалов все нет и нет.

Темнота жадно поглощает все вокруг, вот уже и не видно нашей огромной машины, один только огонек костра еле освещает лагерь. Хорошенько обдумав ситуацию, мой дедушка, принял решение: ночуем в старой бане вместе, а не каждый в своей палатке, так как нас очень мало и поодиночке нами поужинает медведь. Тут-то я поняла всю трагичность ситуации: мы одни в тайге за сотню километров от станции, вокруг много голодных и злых медведей (река вышла из берегов и затопила лес, оставив мишек почти без еды), у нас нет даже ружья! Эх, веселая будет ночка. Запаслись мы дровами, разожгли заржавевшую печку, натянули на окно пленку, а дверь привязали на тоненький шнурок, на который все очень недоверчиво поглядывали.

Все уже давно спят, только я никак не могу заснуть, меня пугает скрежет за стенкой бани и недовольное фырканье. Не было сомнений! Медведь! Все, мне конец, он меня съест! А я даже не успела фотографии маме показать! Мысли так и атаковали мой полусонный мозг. Через некоторое время шум прекратился, и начался дождь. Стук капель навевал на меня дремоту, и вскоре я уснула.

С наступлением рассвета, убедившись, что все живые и невредимые выходят из нашего убежища, я радостно побежала в мокрую палатку. Через некоторое время пришли и наши товарищи, так и не полюбовавшиеся горными озерами. Оказалось, что в горах их настиг ливень, и они ночевали под тентом. Да уж, бедняги, хотя и нам несладко пришлось. Собрали мы свои промокшие вещи, уложили рюкзаки в кузов и поехали, прощаясь со сварливым стариком Болоджоком и бурыми мишками. Подъезжая к станции, я почувствовала запах рельс и дыма – скоро домой, скоро в цивилизацию.

Покусанная комарами, ободранная сухими еловыми ветками, пропахшая костром, я радостно рассказывала бабушке про природу, горы и про то, как же здорово слушать шум рек, сидеть рядом с костром и прятаться в бане от мишки.

Юлия Ковтун

Запись на бесплатное пробное занятие