Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Дядя Коля Воронцов

Вспомните, как было в детстве: мы брали понравившуюся нам книгу, и, читая ее, больше внимания уделяли не самому содержанию, а разноцветным картинкам, которые и погружали нас в воображаемый мир сказок. Именно рисунки помогали ярче и красочнее представить, как же происходит все описываемое автором. Это сейчас мы немного подросли и стали называть картинки иллюстрациями, но все равно их «действие притяжения» на нас не изменилось. Для меня всегда картинка существовала неразрывно с текстом, будто бы сам автор дорисовывал ее, и только со временем я поняла, что существует отдельная профессия – иллюстратор – художник , создающий рисунки к тексту книг. Но как же он творит по заказу, как подгоняет себя под определенные рамки? Или их у него вовсе нет? Это я и решила узнать у члена Союза Художников России – Николая Павловича Воронцова – художника-иллюстратора многих детских книг, в том числе и очень известной серии о Самсоне и Роберто, с которой лично у меня еще в детстве и началось знакомство с художником.

Как и в любой другой профессии, у каждого специалиста есть свой «почерк», свой собственный стиль, который и отличает его работы от остальных: у Николая Павловича это, например , « простые, весёлые, позитивные иллюстрации»: почти всем своим героям, будь то птица, кот или собака, для пущей смехотворности он пририсовывает большие носы – « шнобели », — как говорит сам иллюстратор. Именно за характерный стиль художника  любят, узнают не только читатели, но и издательства и зовут оформлять книги: « В последнее врем я, когда издательство дает мне книгу, чаще всего оно не знает, что будет в итоге. Я просто получаю текст, а дальше действую сам. Сам решаю, сколько и каких будет иллюстраций. Но п орой меня книга увлекает и уносит течением. Важно вовремя остановиться. Например, иллюстрируя сказку Антона Сои  “Звёздочка. Лошадка, которая поёт” , я очень увлекся и придумал еще приложения к этой книге в виде игр, задач, лабиринтов, репертуара поющей лошадки и прочего, прочего, прочего ».

Получается, что если обрести определенный авторитет и быть поистине заинтересованным в своей работе , то даже такая, с первого взгляда, трудность профессии – как работа по заказу – перестанет ею являться. А сколько же тогда положительных сторон  можно будет найти ! Как говорит, сам художник-иллюстратор, больше всего в своей профессии он любит распорядок дня. «Мне нравится садиться выспавшимся, позавтракавшим за чистый лист, брать карандаш и думать – чтобы мне нарисовать этакое, чем бы мне удивить себя и зрителя сегодня?»

Сам а работа у любого иллюстратора представляет собой достаточно длительный и трудоемкий процесс. И, на самом деле, современному художнику-оформителю книг недостаточно просто таланта к рисованию и наработанных навыков, нет. Сейчас профессионал должен также уметь в идеале пользоваться фотошопом , программой для верстки, графическим планшетом. Николай Воро нцов рассказал, что его работа проходит в несколько этапов: сначала он долго набрасывает « почеркушки » в одной из своих тетрадей, продумывает композиции полос, образы персонажей и идеи по их оформлению. Затем на листе художник карандашом рисует эскиз, контур которого после обводит перьевой ручкой или линером ( что-то среднее между обычной ручкой и тонким фломастером). Теперь уже наступает очередь компьютера: нарисованная картинка сканируется, обрабатывается и красится иллюстратором в фотошопе . И затем из таких иллюстрацией художник и составляет полосы, располагая их в нужном для себя порядке. Николай Павлович признается, что когда, в конечном счете, он получает проиллюстрированную книгу, первое желание, которое возникает : « взять и перерисовать половину картинок». Единственное, что останавливает художника – это необходимость работы уже над следующей книгой.

Как оказалось, все иллюстраторы так или иначе иногда стараются изобразить и самих себя в соб ственн ых картинках: Николай Воронцов на мой вопрос о рабочем месте говорит, что его я могу увидеть в одной из книг о коте Помпоне и показывают страницу, на которой изображено, как коты приходят в гости к дяде Коле Воронцову , чтобы посмотреть «творческую кухню» иллюстратора и искренне недоумевают, не увидев ни «холодильника», ни «сковородок», а лишь кипы бумаг и ручек, десятки эскизов на стене , а также много книг в настенном шкафу. Кстати о них: Николай Павлович признается , что вдохновляется на собственные рисунки, когда просматривает качественные иллюстрации других художников: именно они «дают волшебный пинок , порой так необходимый для творческого полёта».

В наше время зачастую такие творческие професси и, как тот же самый иллюстратор, не воспринимается многими всерьез: даже если у человека есть настоящие задатки, он, к сожалению, может их « задвинуть » и пойти на другую специальность, так как будет расценивать это лишь, как хобби, а зря. Вот и Николай Воронцов в свое время закончил ИТМО как инженер-теплофизик , и даже проработал 5 лет в исследовательском институте, а потом все равно все бросил и ушел в детскую газету, превратил увлечение в настоящую работу. И в конце нашей беседы художник призна ется , что «страна потеряла плохого инженера» — наверное, но то, что взамен она «приобрела неплохого карикатуриста-иллюстратора, радующего многих читателей» — это точно.

Валерия Лозовская, Санкт-Петербург

5

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту