Екатерина Семенова о нестандартных интервью: «Могут попросить не показывать лицо или сесть к вам спиной»

Интервью не всегда проходит на уютном диване за непринуждёнными беседами. Иногда разговор могут снять в машине, а голос спикера и вовсе изменить. Журналист-международник, продюсер, шеф-редактор, ведущая и преподаватель в Школе журналистики имени Владимира Мезенцева Екатерина Сергеевна Семенова рассказала о нестандартных интервью.

Екатерина семёнова
Фото из архива Екатерины Семеновой

Представьте, что во время интервью Ваш собеседник в какой-то момент замолкает и долгое время пытается войти в ресурсное состояние. Что делать в такой ситуации? 

— Необходимо всегда понимать, в каких условиях вы находитесь. Бывают ситуации, когда есть ограничения по времени. В таком случае сначала, безусловно, мы должны поблагодарить, что интервьюируемый согласился ответить на вопросы. Потом следует предупредить о лимите по времени. Обычно такие нюансы обсуждаются ещё в ходе подготовки к интервью.

Соответственно, если вы и ваш собеседник никак не ограничены таймингом, то можно и дать ему возможность, если это необходимо, «войти в это его ресурсное состояние». Конечно, если вам скажут, что нужен час, чтобы сконцентрироваться, а вы всё-таки дорожите своим временем, то надо попробовать найти компромисс.

На YouTube есть канал «Макарена». Автор шоу Карен Адамян иногда проводит интервью в машине. Можно ли такой формат считать нестандартным? По вашему мнению, это успешный контент?

— Если ваш собеседник очень занятой человек, тогда съёмка частично может проходить и в машине. Иногда, когда нет времени, интервью вообще пишется на бегу или, как мы называем это в своей среде, «на ногах». Но если вы специально срежиссировали беседу с героем в автомобиле, то я считаю, что тогда она должна быть оправдана, скажем, темой разговора или его конкретной целью. Как говорится: «Если на стене висит ружьё, то оно должно выстрелить».

Есть такие интервью, где вообще не важно, на фоне чего всё снимается. Например, мне очень нравится программа «Белая студия», которую ведёт Дарья Златопольская. Стоят два чёрных стула и сидят два человека. Белый фон и ничего лишнего. При этом её интервью всегда хочется смотреть. Главное — интересные герои и сама беседа с ними. В машине они ехали бы или сидели в студии — абсолютно не имеет значения. Важно то, о чём говорят и какие вопросы задают.

Есть такой YouTube-канал «Onliner». У них пользуется большой популярностью проект «Без лица», где люди в масках и с изменённым голосом рассказывают про плохие стороны своей профессии или про свою тяжёлую судьбу. Как Вы оцениваете такую задумку?

— Подобный формат вполне уместен. В новостях иногда бывает, что спикеры просят даже изменить свой голос. Особенно часто так происходит с людьми, которые работают в каких-то специальных службах, военными и т.д. Могут попросить не показывать лицо или сесть к вам спиной, если, например, вы опрашиваете жертв какой-то трагедии или их родственников, свидетелей происшествий, которые опасаются за свою жизнь.

Екатерина Семёнова
Фото из архива Екатерины Семеновой

Можно ли на интервью задавать личные вопросы про семью, друзей, вредные привычки, если Вы разговариваете, например, с политиком? Будет ли корректно спрашивать подобное, даже если это интересно аудитории, человеку с серьёзной профессией?

— Когда едете на интервью, у вас должна быть цель.

Например, вам надо заснять директора ДИП Министерства иностранных дел Российской Федерации Марию Захарову. Если вы едете с целью получить информацию, касающуюся работы нашего внешнеполитического ведомства, то будет не совсем корректно говорить на этом интервью ещё и про её семью, скажем. Это уже желтизной немного попахивает. То есть всегда надо понимать, зачем вы снимаете интервью и для чего.

В случае если вы собираетесь снимать Марию Владимировну для сюжета к 8 Марта или рассказать, например, о коллекции миниатюрной мебели для её кукольного домика, конечно, вы можете уже тогда говорить и наличные темы. Важно помнить, что если формат интервью один, а вопросы вы задаёте о другом совсем, то это может вызвать негативную реакцию собеседника. О таком лучше предупреждать заранее. Не стоит ставить интервьюируемого в совсем неловкое положение. И делать это неожиданно.

Как себя вести, когда берёшь морально сложное интервью у беженца или, например, у женщины, сбежавшей из рабства.

— Есть такие понятия, как «люди в горе» или «жертвы». Очень важно понимать, сколько времени прошло с момента трагедии, в которой они оказались, и в каком они сейчас состоянии. До сих пор ли они находятся в шоке или уже пришли в себя и готовы к беседе. В моём опыте такого не было.

Я считаю, что самое главное — это всё-таки поговорить со спикером до того, как интервью начнётся, немного обсудить все детали того, что у него там произошло. В процессе этого небольшого собеседования вы поймёте, какие вопросы совсем болезненно воспринимает этот человек. Соль сыпать на рану не стоит. К беседе с некоторыми людьми надо подходить очень дипломатично. Если вы видите, что спикер не раскрывается, то попробуйте начать с простых вопросов, на которые легче получить конкретный ответ, практически блиц-опрос — «ДА-НЕТ». Но не забывайте внимательно следить за тем, как собеседник отвечает, и потихоньку, аккуратно задавайте уточняющие и дополнительные вопросы, которые помогут вам разговорить его. Любая резкость с вашей стороны, когда герой находится в таком нестабильном психологическом состоянии, приведёт к тому, что он просто закроется от вас. Тут журналисту пригодятся и азы психологии немного. Своего собеседника необходимо чувствовать.

—На просторах Интернета можно найти интервью с преподавателем в тренажёрном зале. Во время съёмки мужчина, находившийся на фоне, споткнулся и сильно ударился об беговую дорожку. Как поступать в такие незапланированные моменты?

— Если человек реально поранился и ему нужна помощь, то спокойно продолжать вести интервью будет странно. Надо прервать интервью и помочь пострадавшему. Когда кто-то упал на декорацию на заднем фоне, можно сказать, что произошёл форс-мажор. Просто пошутить, если это подходит по контексту. В любом случае надо смотреть по ситуации.

Бывает, что в общественном месте, например, на митинге, вам в камеру кричат, кривляются. Тогда обычно берут ещё одного человека в съёмочную группу, чтобы он следил за порядком и отгонял совсем неадекватных людей. Так вероятность, что интервью сорвётся, будет меньше.

А в целом, если не случилось чего-то сверхъестественного, лучше не отвлекаться и не обращать внимания. Даже если в студии взорвался софит или что-то упало, максимум улыбнитесь в камеру или отшутитесь.

Екатерина Семёнова
Фото из архива Екатерины Семеновой
62

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту