Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Алина Барышева об «изнанке» работы на Первом канале и портрете идеального телеведущего

В прошедшие выходные Дом журналиста посетил редактор Первого канала Алина Сергеевна Барышева. Она провела лекцию для юных журналистов и поделилась особенностями работы на телевидении.

2023-10-09 15.24.46

Отличие письменных текстов в печатных изданиях и на ТВ

Конечно, главное отличие – это структура. Если в журнале публикация продумывается заранее, и все ошибки многократно проходят через редактуру, то в эфире речь порой придумывается на ходу. Однако, говоря про обычные съёмки передач, пишется сценарий. Ключевым моментом является лёгкость восприятия на слух. Ведь в устной форме распространённые предложения труднее понять.

«Должен понять даже самый глупый зритель»

Нет случайных тем. Все они, так или иначе, представляют важность для российского зрителя. Каждое сказанное слово оправдано. Не считая тех случаев, когда корреспондент опрашивает участников события или потерпевших. В такие моменты нет возможности “проводить кастинг” респондентов. Нужно действовать в моменте. Порой попадаются люди неспособные связать и двух слов. Это жизнь!

2023-10-09 15.23.42

Телевидение не умрёт

Хочется верить, что у всех найдётся свой зритель и читатель. Сейчас молодёжь сидит в соцсетях. Придет время, ей захочется семейного уюта, чувства общности. Тогда она обратится к старому доброму телевидению. Новостная повестка всегда будет актуальна. Несмотря на развитие digital-издательств, телевизионные сюжеты собирают свои просмотры. Молодёжь, в свою очередь, ассоциирует телевизор с глянцевыми журналами, которые некогда были довольно популярны:

«Глянец почти никто не читает, журналы вышли из моды – как винтаж»

Требования к телеведущему

Перечислять их можно долго. Самыми важными являются эрудиция, грамотность, поставленная речь и опрятный внешний вид. Наглость, присущая многим журналистам нового поколения, тоже имеет место быть. Однако, стоит помнить, что тележурналисту не следует переходить границы. Студентам, которые хотели бы стать ведущими, важно развивать такие soft-скилы, как умение устанавливать контакт и вести диалог с разными людьми. 

Не менее важно разделять личную жизнь и работу. Почему это важно? Потому что телеведущий – это лицо канала. Чтобы не портить репутацию ни себе, ни телевизионной компании, необходимо понимать рамки дозволенного и не выставлять лишнюю информацию напоказ.

Об обязанностях ТВ-вещателя: помимо повествования в них входит jписание шпигеля и подводок. Шпигель – это анонс самых ярких тем предстоящего выпуска. Поэтому все цепляющие слух реплики в начале программы новостей – это результат писательской деятельности ведущих. Задача вещателя заключается не только в качественной презентации материала, но и в создании понятных зрителю образов и ассоциаций. Важно сократить количество “скучной” статистики и украсить речь сравнительными метафорами. Например, вместо “в столице выпала треть месячной нормы осадков”, сказать “количество осадков, выпавших в столице за прошедший день равен объёму 2-ух школьных бассейнов”. Благодаря такой «расшифровке» в голове телезрителя появляется вполне ясная картинка.

Наконец, о процессе подготовки сюжета

Перед тем, как выйти в эфир и пустить текст на суфлёр, шеф-редактор тщательно верстает выпуск, чтобы все мысли шли последовательно и были корректно сформулированы. Нельзя допустить, чтобы live-вещание реального времени прошли грамматические или лексические ошибки.

Для российского зрителя первая новость всегда должна быть связана с событиями, происходящими в стране, оказывающими влияние на её население. Мало кому будет интересно в первые минуты эфира услышать новость про поросят на ферме в Гватемале. Но если эта ферма собирается наладить поставки в Россию, тогда новость приобретает совсем другое значение для российской аудитории. Тем не менее, особо тяжёлые или  печальные новости “закапывают вглубь”, чтобы они не резали слух.

О подготовке ведущего: он несколько раз прочитывает текст, который в дальнейшем отразится на суфлёре. Произношение фамилий известных людей заранее репетируют, а сложные названия болезней сокращаются либо вообще убираются. За оговорку в эфире следует наказание. 

Примечание: ведущий в праве не читать текст с суфлёра, если ранее он его не видел, и об изменениях его не предупреждали. Ведь это может быть попытка диверсии, которая может пошатнуть доверие к каналу. 

На десерт: об изнанке работы на Первом канале

Работая на Первом канале, можно увидеть многое. Критические ситуации случаются редко. Однако, если ведущему приходится с ними столкнуться, то он должен уметь с ними справляться. Ведь каждое такое происшествие несёт определённые репутационные риски для канала.

Рассмотрим на примере скандального сюжета, когда во время эфира на экранах появилась экс-редактор Первого канала. Стоит обратить внимание на Екатерину Андрееву, которая повела себя профессионально и, несмотря на обстоятельства, невозмутимо довела эфир. Говоря о профессионализме и ТВ-нюансах. Перед выходом в прямую трансляцию ведущий никогда не пользуется лифтом. Если перед ним встанет выбор, то он, естественно, пойдёт пешком. Это обусловлено тем, что ТВ-вещатель нужен на месте здесь и сейчас. 

Что же делает канал, если происходит инцидент с лифтом и ведущий опаздывает? Команда за пультом запускает «шапку» и выпуск начинается без ведущего в кадре, далее ситуация разрешается по ходу. Разумеется, за такие выходки предусмотрен штраф. Новости – это серьёзно, даже малейшая оплошность не имеет места быть.

30

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту