Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Электрически» воздействующее кино, так и бьющее зрителя своим током

Рецензия на фильм « Под электрическими облаками » (2015). Р ежиссер Алексей Герман мл.

« Электрически » воздействующее кино, так и бьющее зрителя своим током.

Семь новелл — семь индивидуальных историй людей разного происхождения и социального статуса у которых, казалось бы, нет ничего общего друг с другом, но вместе с тем имеющих скрытую даже от самих персонажей связь между собой. Поток этих историй представлен отдельными главами; для понимая не только каждой повести, но и самого фильма в целом, необходимо углубленное изучение всех эпизодов.

К России 2017 года приближается война. Место действия развивается на заброшенном пустыре: здесь стоит недостроенная высотка — бетонное пристанище для сотни людей. Герман-младший в сюжетных главах знакомит зрителя с персонажами оказавшихся в разных жизненных ситуациях: у них свои проблемы и каждый идет собственным путем к их разрешению; совершенно различные поступки имеют одну схожесть: они делаются персонажами во благо других. Представленные герои — по — своему лишние, непонятые другими люди, их действия — вызов разрушающейся картине мира. В « Под электрическими облаками » показываются не только проблемы мирового масштаба: военные конфликты и нравственный упадок в людях, но и сокровенно-личны е переживания ничуть не уступающие глобальным вопросам; показана морально разлагающаяся одинокая масса людей. Но правильно ли здесь говорить « масса »? Не думаю, ведь эмоции персонажей в каждой истории достигают своего апогея — максимально высокой точки отчаяния. Герои фильма — это маленькие люди с большими сердцами: азиат-иммигрант со сломанным магнитофоном, брат и сестра, глубоко переживающие смерть отца; это и мечтатель, и вечно помнящий о погибшем друге персонаж, и преданный музею работник, и человек, способный к самопожертвовани ю. Это, в первую очередь, люди живущие своей справедливостью и своим сердцем, а не убийцы, дети аферистов и наркоманы.
Алексей Герман мл. не ограничился изначально положенным в основу сценарием фильма: повествования истории реального архитектора. Фильм кажется растянутым, ведь три часа длительности как-никак берут своё, но « пустых » сцен здесь нет, каждое действие имеет свою значимость и свои последствия. Необходимо учесть количество историй, взятых в « Под электрическими облаками », не каждый смог бы их грамотно уложить даже в такой временной отрезок. В некоторых фильмах незавершенное повествование портит общую картину восприятия, но здесь этого нет: во-первых добавление конкретной концовки прибавило бы еще больше времени фильму. Во-вторых и без четкой завершенности понятно, какое будущее ожидает героев — пустота и нравственный распад, а надежда лишь в тех героях с большими сердцами, истории которых рассказываются зрителю. Фильм богат скорее не диалогами, а монологами, редко когда герои действительно стремятся понять друг друга — каждый в своей оболочке. Местами кадры кажутся сыроватыми, словно окончательно не доведенными до ума, но это чувство теряется на фоне остальной преподносимой моральной нагрузки.

Несмотря на большое количество глав, монтаж не рвет фильм: одна сцена плавно и гармонично переходит в другую. Ты понимаешь, что началась новая история не из-за резкого скачка с кадра на кадр, а лишь благодаря определенным заглавиям, выводимым на экран.

Операторская работа , отражающаяся в различных приёмах съемки фильма, ничем не выделяется. Камера показывает героев, крупный план их лиц и эстетичные картинки, в большинстве случае не движется, а просто стоит на месте.

В фильме отдельное место хочется отвести композиции кадра, видам и тонам . Серая, тусклая цветовая гамма и « потрепанный » внешний вид персонажей не отталкивают, а наоборот, притягивают и окунают в атмосферу происходящего. Хочется ловить почти каждый кадр как настоящую фотографию. Внимание на этот фильм я обратила, увидев фрагмент в фиолетовых тонах, на котором стоит женщина с зонтом: этот кадр и пара моментов в заключительной сцене являются самыми яркими и цветными в фильме. Природа, огромные конструкции передают настроения персонажей, они дополняют друг друга.

Каждый из актеров, как мне кажется, старался максимально прочувствовать состояние своего персонажа, проникнуть в его жизнь и понять ее. В фильме снимались как профессиональные актеры , так и только дебютирующие, но не было ни одного человека « поверхностно вошедшего » в свою роль. Особенно мне понравилась игра Виктории Коротковой, исполняющей роль Саши — девушки со слуховым аппаратом и монотонными фразами: при просмотре создавалось ощущение, что героиня и актриса — одно целое. Сквозь механические речи, В. Короткова познакомила зрителей с живущим ребенком внутри Саши, имеющим много слабостей, вырывающихся наружу сквозь слезы отчаяния. Моё внимание привлек и Мераб Нинидзе, исполняющий роль музейного работника, который чувствует себя маленьким человеком, помещающимся на собственной ладони.
Как мне кажется, особое внимание А. Герман мл. уделил персонажам с маленьким количеством реплик. Они — те молчаливые образы, населяющие нашу страну: мало кто придаст значения их переживаниям.

Чулпан Хаматовой(Валя) и Кариму Пакачакову(иммиг рант) достались практически немые роли, но это не помешало актерам передать состояние героев: оба персонажа стремятся понять, что им говорят, и сами хотят донести свою мысль до окружающих, несмотря на всю сложность, и даже, скорее, невозможность этого.
В фильме почти нет места музыке , лишь в нескольких эпизодах одиноко звучит труба: на главном месте всегда голоса героев — они хотят быть услышанными, но даже в тишине этого не происходит.

Изображенный 2017 год вот-вот сойдет с экрана, и, думаю, А. Герман мл. показал нам уже не будущее, а то настоящее, в котором мы живем.

« Под электрическими облаками » сложное, местами тяжелое кино, но его надо смотреть. После окончания первой главы, первых тридцати минут, появляется чувство, что прошел уже час. Дело не в затянутом или скучном в сюжете, просто с каждой главой эмоции накаляются: ты переживаешь. Каждый их эпизодов действительно поглощает, потому, когда он заканчивается, хочется сказать: « Вот и конец », но нет, за тем концом следует начало новой истории, и ты вновь углубляешься в происходящее. Я смотрела этот фильм два раза: в первый мне запомнилась лишь картинка и эмоциональный накал, во второй предыдущие впечатления не только усилились, но и появились новые — это более глубокое понимание каждой представленной личности.

Мария Пантюхина

Ученица 11 класса школы № 7 им. Н.К. Крупской г. Кольчугино Владимирской обл.

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту