Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Фейк — это явление, которое идёт из цифрового контента. Чем его больше, тем чаще мы получаем ложные факты»: Юрий Орешов о фейковой информации

Что такое фейки и какими они бывают? Об этом на одном из занятий Юрий Орешов — руководитель отдела подкастов в медиагруппе «Комсомольская правда», радиоведущий и преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста — рассказал учащимся Домжура.

Юрий Орешов
Юрий Орешов в Банкетном зале Центрального Дома журналиста
© Маргарита Лукманова/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

Разносчиками информации могут быть не только СМИ, но и блогеры, которые могут зачастую не проверить информацию.

Современный журналист должен верифицировать информацию, для того чтобы понимать, где правда, а где вымысел. Профессиональному журналисту необходимо распознавать фейки, знать их виды и уметь их опровергать.

Виды фейков:

1 вид — «Снежный ком». В социальных сетях появляется информация, её подхватывают. И как лавинообразный шар она начинает накапливаться и скатываться с новыми подробностями. Пример: смерть Карла III. В испанском Twitter появилась информация, её сразу подхватили другие соцсети. То есть в официальных источниках этой информации не было, зато она гуляла только по соцсетям.

2 вид — «Письмо счастья». Информация, не имеющая хвоста (бэкграунда), но лавинно распространённая в соцсетях как сарафанное радио. Её можно легко отследить в постах благодаря ключевым словам и хештегам. Классический пример: пересылка сообщений, картинок, стикеров, GIF в WhatsApp.

3 вид — «SEO–фейк». Берётся старое видео или пост, который был создан 5, 10, 15 лет назад. Ему придаётся импульс, создаётся новая история и новый угол подачи. Например, крушение самолёта, который упал лет 7 назад. Видео взято старое, но история придумана и выдана в свет как актуальная. Такие новости распространяют с помощью поисковиков и соцсетей.

4 тип — «Ретроградный фейк». То есть тот, который взят из прошлого. Старая информация преподносится как новая с обновленными и докрученными подробностями. Пример: Генерал Суровикин возвращается в Россию.

5 тип — «Монтажный тип». По-другому называется видео-фейк. Находят исходник, к нему что-то добавляют и домонтируют. Получается новая картинка с якобы свежими данными. 

6 тип — «Дипфейк». Берут видео, сверху накладывают другую картинку человека. Сейчас даже голос есть возможность подделать. Яркий пример: Итоги года с Владимиром Путиным

Сделать фейковое видео сложнее, звук — гораздо проще. 

Прикрепляем вам интересные дипфейки команды RT:

  1. Как RT заставил Байдена спеть песню «Я русский!»
  2. Одиннадцатый пакет санкций против России
  3. Германия в опасности, теперь там вещает RT DE
  4. Спецкор из Белого дома: RT предложил работу Дональду Трампу

24

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту