«Герои должны переживать настоящие, неподдельные эмоции, их не надо заставлять отыгрывать»: Мария Широкова о реалити-шоу сегодня

Мария Викторовна Широкова телевизионный журналист, сценарист, автор телевизионных программ для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева рассказала о современных реалити-шоу и их перспективах. 

Мария Широкова
Фото из архива Марии Широковой

Какое место занимают реалити-шоу в телевизионном эфире?

— Мне кажется, сейчас расцвет реалити-шоу в России. Этот формат сегодня самый востребованный. Есть целые каналы, как, например, телеканал «Ю», который живёт исключительно на реалити. На «Пятнице» это тоже преимущественный контент, как и на «Субботе» и ещё на других каналах. В Америке это стало популярно ещё лет двадцать назад, но у них индустрия развлечений в целом немного опережает нас. Сейчас уже и мы пришли к периоду расцвета этого формата. 

Какие есть отличия наших реалити-шоу от зарубежных, например, американских или британских?

— Для начала бюджеты, там они круче. Также это правовые моменты: что-то показывать мы не можем. За рубежом, наоборот, к этому относятся очень спокойно. Ещё у нас очень жёсткая цензура, с которой приходится считаться. За границей, опять же, с этим проще. Лично я считаю, что у реалити задача — показать жизнь, поэтому в этом плане на Западе дела получше.

Кто создаёт реалити-шоу?

— Как и в любом проекте всё начинается с идеи. Обычно, она появляется на канале, её придумывает продюсер. Затем обговаривают концепцию, для реалити создаётся какой-то движок. После расписывают формат, отдают материал сценаристам, проводят кастинг героев, и в итоге запускается съёмочный процесс. Для меня гуру реалити-шоу — Николай Картозия, который запускает самые крутые проекты на «Пятнице», «Субботе» и на других телеканалах. 

Что во время реалити-шоу Вы приветствуете, а что считаете непозволительным?

— Здесь самое главное — это следование драматургии, законам жанра. Герои должны переживать настоящие, неподдельные эмоции, их не надо заставлять отыгрывать что-то, а некоторые авторы этим грешат. Я не приветствую, когда участникам говорят изображать, что они расстроены, когда их принуждают быть актёрами. Другое дело, когда нужно, например, пройти испытание, и во время процесса люди должны показать искренние эмоции. Делать вид, что герои что-то пережили, — это убийство для любого реалити.

Но ведь это же ещё и шоу?

— Поэтому оно идёт по драматургии, по законам жанра, по сценарному плану.  Фишка в том, что герои помещаются в определённые обстоятельства которые они должны пережить, а не сделать вид, что пережили. Задача редактора и сценариста — создать для человека ситуацию, которая будет для него триггером, чтобы тот её преодолел.  Условно, участник боится пауков, и он должен перебороть арахнофобию. Соответственно, именно этого героя мы отводим, к примеру, в комнату с пауками, в рамках какого-то проекта. Если мы поместим в эту комнату Николая Дроздова (советский и российский учёный-зоолог и биогеограф), то с ним это не сработает. 

Это главная особенность при работе с героями таких программ?

— Особенностей очень много. Это сложно, но я считаю, что редактор реалити-шоу должен быть максимально эмпатичным человеком. Нужно доставать эмоции и переживания героя, которые он даже сам для себя скрывает. Участнику нужно помогать раскрыться в кадре, что тяжело даже для тех, у кого нет какой-то драмы. Герой реалити — это, как правило, человек с какой-то непростой судьбой, с какой-то интересной историей, которому нужно помочь раскрепоститься. Это основная задача.

Вы бы сами хотели стать героиней такого шоу?

— Нет, у меня к этому особое отношение. Воспринимаю себя как человека за кадром. Я знаю, какая картина должна быть, и работаю над этим. Фрэнсис Форд Коппола никогда не снимался в кадре, он снимал всех своих родственников, но не себя. Я как кукловод, наблюдатель-кукловод.

Каким Вы видите будущее реалити-шоу в России?

— У реалити, как и у любого жанра, должно произойти падение. Так было с ток-шоу. В какой-то момент у них был расцвет, на каждом канале выходило по три-четыре разных программы, а потом случился закат. Цикл реалити точно такой же. Сейчас период расцвета, потом, я думаю, шоу будут чуть больше, масштабнее, с большим финансовым вложением. В конце наступит закат, и появится другой жанр, который будет популярнее.

Корректор: Леся Калегина, студентка первого курса направления «Журналистика» факультета журналистики Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

36
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту