Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Иллюзия счастья

Книги – это не просто испорченные листы бумаги, которые не жалко выкинуть. Книги – это часть чьей-то или чьих-то душ. В них заложены все самые сокровенные мысли человека, трудящегося над тем или иным произведением, которые он обдумывал неделями, месяцами, а может, и всю жизнь. Эти записи на белесой бумаге помогают справляться со многими трудностями, помогают становлению личности, а также чтение – это прекрасный способ чему-то научиться, узнать что-то новое или просто отвлечься от реальности. Думаю, всем ну жны такие миры, в которых они были бы главными героями, могли бы забыть обо всех своих проблемах, невзгодах и трудностях. Мечтать — значит чувствовать, жить. Как только мы перестаем мечтать, мы теряем частичку себя. Без мечты мы перестаем верить. Наверное, это одна из самых прекрасных вещей, которая может сделать человека счастливым .

Многие слышали такое название книги, как: «451 градус по Фаренгейту».  Произведение появилось в тысяча девятьсот пятьдесят третьем году, но и по сей день данная антиутопия оче нь популярна как среди молодежи, так и у более взрослой аудитории.  Почему же люди и сегодня в один миг скупают этот роман, написанный Рэймондом Дугласом Брэдбери, в книжных магазинах?

Антиутопия «451 градус по Фаренгейту»  рассказывает о тоталитарной сист еме, где власти запрещают читать книги, газеты, журналы, разрешается лишь смотреть интерактивное телевидение. Это входит в понятия нормы или, можно сказать, даже «моды», а за нарушение правил (чтение) следует расправа —  владельцев книг арестовывают или от правляют в психиатрическую больницу, а все найденные пожарными книги — сжигаются. Да-да, именно пожарными.

« – Это неплохая работа. В понедельник жечь книги Эдны Миллей, в среду – Уитмена, в пятницу – Фолкнера. Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел. Таков наш профессиональный девиз.

Они прошли еще немного. Вдруг девушка спросила:

– Правда ли, что когда-то давно пожарники тушили пожары, а не разжигали их?

– Нет. Дома всегда были несгораемыми. Поверьте моему слову.

– Странно. Я слыхала, что было время, когда дома загорались сами собой, от какой-нибудь неосторожности. И тогда пожарные были нужны, чтобы тушить огонь.

Он рассмеялся».

И никто не знал о настоящей истории создания такой профессии,  пожарные также оставались для всех героями, только героями ли на са мом деле?  Они больше не защищали людей, не спасали леса от огня. Они стали деструктивными , они стали бессчувственными машинами предназначенными лишь для уничтожения истории, людей.

«Жечь было наслаждением. Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пож ирает вещи, как они чернеют и меняются. Медный наконечник брандспойта зажат в кулаках, громадный питон изрыгает на мир ядовитую струю керосина, кровь стучит в висках, а руки кажутся руками диковинного дирижера, исполняющего симфонию огня и разрушения, прев ращая в пепел изорванные, обуглившиеся страницы истории».

Сжигая историю, сжигая прошлое – мы теряем самих себя. И правда, правительству это выгодно, когда люди не видят, не слышат, не обращают внимания на детали, на суть происходящего и ничего не изучают. Люди несчастны – если знают слишком много, забивая голову всякими мыслями о глобальном.  Никому не нравится быть ниже кого-то, также как и не нравится видеть правду. В произведении представлено, как бы выглядел мир, если бы все люди однажды перестали чита ть по-настоящему хорошие книги, перестали бы видеть и слышать других, прекратили бы ценить то, что дала нам мать-природа. Мы жили бы легко, бездумно как-никогда. Но как же дорого обойдется нам это так называемое счастье ? Война, разрушения и смерти – вот во что бы обошлось просто быть, существовать. Но все это иллюзия,  мы не были бы так счастливы и довольны, как нам кажется: не испытывая никаких чувств, ничего, быть похожими на безупречных непорочных кукол с пуговицами вместо глаз, разве это быть счастливым и ? Жить в мире своих «гостиных».  А в конце умереть, так и не осознав, кто мы есть?

«Иногда я подслушиваю разговоры в метро. Или у фонтанчиков с содовой водой. И знаете
что?
— Что?
— Люди ни о чем не говорят.
— Ну как это может быть!
— Да-да. Ни о чем . Сыплют названиями — марки автомобилей, моды, плавательные бассейны и ко всему прибавляют: «Как шикарно!» Все они твердят одно и то же. Как трещотки».

Описание основной массы людей, на самом деле, может испугать Вас, или же наоборот Вы не поймете, почему описание такое «сухое», так как возникает ощущение, что автор описывает скорее вещи , нежели людей. Деструктивные, безэмоциональные, машины, вещи, умершие внутри, живые мертвецы.

«Его жена, распростертая на кровати, неукрытая и холодная, как надгробное изв аяние, с застывшими глазами, устремленными в потолок, словно притянутыми к нему невидимыми стальными нитями. В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков – музыка и голоса, м узыка и голоса – волнами омывает берега ее бодрствующего мозга. Нет, комната была пуста. Каждую ночь сюда врывался океан звуков и, подхватив Милдред на свои широкие крылья, баюкая и качая, уносил ее, лежащую с открытыми глазами, навстречу утру. Не было ноч и за последние два года, когда Милдред не уплывала бы на этих волнах, не погружалась бы в них с готовностью еще и еще раз».

Но в произведении есть и светлые персонажи, наполненные жизнью, мыслями, теплом, которые подают каплю надежды на мир и благоразумее. Такие как: Кларисса Маклеллан, Фабер и Грэнджер.

«По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и
казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой. Слегка нагнув голову, он а смотрела, как носки ее туфель задевают кружащуюся листву. Ее тонкое матовой белизны лицо светилось ласковым, неутолимым любопытством. Оно выражало легкое удивление. Темные глаза так пытливо смотрели на мир, что, казалось, ничто не могло от них ускользнут ь. На ней было белое платье, оно шелестело. Монтэгу
чудилось, что он слышит каждое движение ее рук в такт шагам, что он услышал даже тот легчайший, неуловимый для слуха звук — светлый трепет ее лица, когда, подняв голову, она увидела вдруг, что лишь неско лько шагов отделяют ее от мужчины, стоящего посреди тротуара».

Гай Монтэг – главный персонаж произведения, молодой пожарный. Его дед, отец – все они работали в этой сфере, и у Монтэга просто не было выбора стать кем-то другим. Он был безупречным пожарным: с наслаждением выполнял свою работу, индифферентно относился к чувствам других людей, не задумывался ни о чем и ни о ком, а зачем? Но однажды встретив харизматичных людей, который смогли повлиять на его мировоззрение, Гай стал обращать внимание на многие вещи, о которых раньше и не задумывался. Этот персонаж находится между двумя мирами, испытывая тем самым амбивалентность, пытаясь понять каждую сторону. Наверное, это очень важная часть романа, так как главное — это постичь.

Еще одна важная деталь антиутоп ии — автор сравнивает людей с бумагой:

«Человек в наше время – как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают… Люди не имеют своего лица».

Очень схоже сопоставлял  людей и города с пергаментом совр еменный американский писатель – Джон Грин в своем произведении: «Бумажные города». По жанру и написанию эти книги не имеют ничего общего, даже идеи совершенно разные, но можно заметить, что все же общее в них есть и это взгляд на самих людей и проблемы общ ества.

«Вот что некрасиво: да, ты отсюда не видишь ни ржавчины, ни потрескавшейся краски, ни чего-то там еще, но зато видишь весь город, как он есть. Насколько он фальшивый. Такой из пластмассы нетрудно сделать. Или из бумаги вырезать. Ну посмотри, Кью: в се эти тупики, улицы, которые замыкаются сами на себя, все эти постройки-времянки. В бумажных домишках живут бумажные людишки и отапливают их собственным будущим. Бумажные дети хлещут пиво, купленное им каким-нибудь бомжом в бумажном гастрономе. И все поме шаны на том, как бы заиметь побольше барахла. А барахло все тонкое и бренное, как бумага. И люди такие же. Я уже восемнадцать лет живу в этом городе и еще не встретила ни одного человека, который ценил бы что-нибудь стоящее». (Дж.Грин)

В совершенно разных произведениях, написанных с промежутком времени в шестьдесят два года, но людей все так же сравнивают с куском бумаги, сами люди не ценят того, что имеют, не хотят ничего видеть, быть лишь той самой салфеткой, а это значит не ценить и самого себя.  Как мне кажется,  Джон хотел сделать акцент на эту мысль о бумажных людях и городах, он хотел заострить внимание подростков (так как книга рассчитана на молодых людей) именно на этом моменте, чтобы молодежь поняла, как важно быть личностью , как важно перестать бы ть похожими на безмозглых кукол.

С первых строчек произведение «451 градус по Фаренгейту» начнет запутывать, будет очень сложно понять, что конкретно вы чувствуете при прочтении, но есть лишь одно ярко выраженное чувство – страх. Погружаясь в книгу, перели стывая страницу за страницей – мы осознаем, что все, о чем писал автор в пятидесятых, очень схоже с нашим настоящим, и не редко можно заметить, что фантасты зачастую угадывают будущее. И это и вправду вызывает фриссон.

Книга читается нелегко. После каждого нового факта появляется ощущение какой-то опустошенности, и нужно время, чтобы уложить все по полочкам. Это далеко не лучшее произведение Брэдбери, но и в нем есть что-то такое, что заставляет задуматься о настоящем и  будущем, об отношении к вещам и к окружающим. Возможно, в этой книге скрывался некий призыв или даже пропаганда о том, что нужно больше времени уделять изучению чего-либо: предметам естественного цикла, гуманитарным наукам или математическим, неважно, главное, чтобы это пош ло именно в первую очередь на пользу Вам и окружающим. Знания в нашей жизни – неотъемлемая ее часть. Только с ними мы по-настоящему счастливы , расширяя свой кругозор.

Стоит отметить один интересный факт:  Брэдбери сделал ошибку в самом начале произведения:

«451° по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага»

Температура возгорания бумаги составляет четыреста пятьдесят градусов по Цельсию,  то есть восемьсот сорок три градуса по Фаренгейту. А также, на температуру возгорания влияет т акой фактор, как качес тво и тип бумаги. Возможно, автор случайно перепутал температурные шкалы, а возможно это было сделано и специально, чтобы увидеть:  заметили ли люди такую банальную ошибку.

В заключение, я бы порекомендовала В ам начать знакомство с романом Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» в возрасте формирования мировоззрения. Но и людям старшего возраста будет не лишним познакомиться с данной антиутопией.

Во многом рекомендация книг зависит от самого человека, от его темпе рамента, данное же произведение меланхолично, оно подойдет людям более эмоциональным, чувствительным и творческим, книга вдохновляет и цепляет, возможно, именно она станет Вашей «моей» книгой.

«С помощью выбранных нами книг — мы конструируем себя».

Тюляпина Катерина, МБОУ СОШ №40, г. Череповец

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту