Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Илья Красильщик: «Поедание «Афиши» на промежуточной стадии»

красильщик

В Московской школе журналистики им. В. Мезенцева состоялась встреча с главным редактором «Афиши» Ильей Красильщиком. Он рассказал слушателям школы о секретах производства хорошего журнала и будущем «Афиши», а еще — за что увольняет журналистов.

Вступительное слово: Предвижу ваш основной вопрос, который я часто слышу: «Как ты стал главным редактором «Афиши»?» Я не знаю, как я стал главным редактором «Афиши».

Так сложилось, но, в общем, так или иначе эти четыре года я этим занимаюсь. «Афишу» мы считаем московским городским журналом и стараемся москвичам рассказывать о том, что происходит в городе, как он меняется, и каким мы его хотим видеть. На сайте «Афиши» есть слоган: «Все развлечения Москвы» — но мы несколько формально относимся к этому слогану, потому что давно стало понятно: если говорить только о развлечениях, то на этом далеко не уедешь и превратишься в журнал «TimeOut» или что-нибудь в этом роде.

— Сайт «Афиши» и журнал — это разные вещи?

— Это разные вещи, но одно и то же издание, просто на сайте есть своя редакция, которая делает свои материалы. Журнал — это про какие-то вещи, которые спустя две недели не устаревают. Если произошло что-то важное сегодня, мы обязательно должны об этом написать на сайт.

— Вы упомянули «TimeOut», а еще какие-то конкуренты у вас есть?

— Я не считаю, что у нас есть конкурент «TimeOut», я как раз говорил о том, что нам не хотелось бы быть им. Что касается наших конкурентов, то российская журналистика так странно устроена, что даже если рассказываешь о совершенно разных вещах, все равно являешься друг другу конкурентом. Есть некоторый набор изданий, которые мне кажутся близкими по духу, мы с ними знакомы и дружим, но заодно конкурируем: «Большой город», журнал «Esquire», даже телеканал «Дождь» нам в некотором роде больший конкурент, чем журнал «TimeOut», он гораздо ближе нам.

— В одном из своих интервью вы упомянули, что сайт понемногу съедает журнал. На какой стадии сейчас находится процесс «поедания»?

— На промежуточной. Еще не съел окончательно, но на данный момент сайт съел из журнала все, что является реакцией на происходящее прямо сейчас. В журнале «Афиша» всегда на последней полосе была рубрика «Ответы», сейчас есть, но это недолго продлится. Если что-то происходило важное и был человек, связанный с этим событием, то мы просили его дать свою оценку. Если раньше мы нормально относились к тому, чтобы взять интервью, а опубликовать в номере через две недели, то сейчас это невозможно себе представить. За это время все другие издания это интервью уже сделают. Выйти через две недели с еще одним интервью — это глупо.

Другая вещь, которую сайт съел гораздо раньше, — это советы о том, куда сходить, где какой фильм посмотреть. Это пользуется большей популярностью на сайте, чем в журнале. Журнал будет скоро стремительно меняться, потому что все меньше и меньше людей выбирают, куда сходить в кино и открывают для этого журнал «Афиша». Теперь они заходят на наш сайт, смотрят, читают рецензии — эти полезные и оперативные вещи интернет забрал у бумаги. Нам приходится искать другие форматы.

— Какой проект из двух вы считаете более перспективным?

— Я не стал бы так смотреть на это. Они разные, в смысле перспективы можно сказать, что сайт перспективнее, бумага падает, а интернет растет. С другой стороны, интернет так растет, что практически не растет. Растет мобильный интернет, он вырос на 300%, мне кажется. Можно сделать медиа для мобильного, но это — «не очень понятно что». Поэтому сложно говорить, что перспективней. Когда что-то происходит, и ты очень быстро реагируешь на сайте, получаешь много лайков, кажется, это очень перспективно, а когда ты выпускаешь журнал, очень толстый, «История российских медиа» и на него все реагируют, тоже кажется, что это перспективно. Это разные форматы и надо их просто правильно использовать.

— Какая посещаемость у сайта Афиша.ру?

— У всего сайта не скажу, а у журнала Афиша (поскольку это не весь сайт) посещаемость порядка 300 миллионов просмотров в месяц и порядка ста двадцати тысяч посетителей в день.

— И все-таки, по вашему мнению, бумажная пресса лучше электронной?

— Этот вопрос — провокация? Я не могу сказать, что лучше, тут вопрос в профессии. Мне кажется, что смысл прессы бывает базового уровня, а бывает более высокого. На базовом уровне задача прессы — работать на повышение прозрачности общества, то есть пресса занимается тем, что она описывает мир, в котором мы живем; её задача — бороться с враньем, чтобы все было максимально прозрачно.

Есть и более высокая задача прессы. Как только ты начинаешь глубоко описывать хоть что-либо, выясняется, что все плохо и надо что-то менять, а менять, кроме тебя, некому. Поэтому задача прессы в том, чтобы не только описывать, но и двигать вперед. Мне даже кажется, это главная задача журналиста.

— На какую тему журнал Афиша никогда не стал бы писать?

— Хороший вопрос, но, честно говоря, я не могу на него ответить. Потому что есть темы, о которых мы никогда не писали, но иногда тема возникает и думаешь: «Почему бы про нее и не написать?» Не написать можно только о том, что либо не интересно, либо бессмыслица, либо совсем не про нас. Есть понятие формата, и оно довольно-таки важно. Если нет формата, то ты просто не понимаешь, о чем тебе писать. Формат определяет некоторые твои темы. Наши темы — это, в основном, то, что происходит с Москвой, но учитывая то, что читатель постоянно меняется, мы тоже стремимся меняться. Допустим, раньше политика была особо никому не интересна, мы про нее и не писали, потому что она была не в формате издания. Но с течением времени читателя это стало интересовать и мы стали про это писать, то есть — удовлетворять интересы нашего читателя.

— С какими самыми большими трудностями вы сталкиваетесь на вашей работе?

— Мне кажется, что самая большая трудность в моей работе — это люди и общение с людьми, но это все решается, если у тебя есть сплоченная команда, дружный коллектив, и если все это есть, то никаких трудностей уже особо и не бывает.

— Каковы основные принципы создания хорошего журнала?

— Основной принцип производства хорошего журнала был озвучен Навальным: «Не врать и не воровать». Главное, чтобы ты был максимально объективным и честным со своим читателем и ни в коем случае никогда не брал ни с кого денег. Многие забывают об этом, а на самом деле ничего важнее нет. Это первый принцип. Второе — сами люди, которые делают этот журнал. Им должно быть не скучно, чтобы они не писали что- то банальное, потому что очень многие пишут банальности и уже не важно, качественно или не качественно это, врут они или не врут. Если скучно, то это никому не нужно, даже если вы тратите невероятно много времени и проделываете огромную работу.

— Вы увольняете своих журналистов?

— Я не очень строгий главный редактор. Но журналистов своих я все равно увольняю. К счастью, я уже давно этого не делал, так как не было необходимости. Один раз я уволил человека, просто потому что с ним неприятно было общаться и вообще неприятно было иметь дело. Иногда бывало, что вроде и приятные люди, может быть, даже знакомые, но у них не получалось это делать, и тогда я тоже был вынужден их увольнять. Все-таки люди должны немного понимать, о чем идет речь, когда они идут в журналистику, нельзя всегда приходить и начинать с нуля. Мне всегда неприятно увольнять людей, так как в большинстве случаев это происходит по моей вине: допустим, ты либо чему-то их не доучил или ты вообще не должен был их брать. В любом случае, виноват оказываешься ты.

Фото: Юлия Кротова.

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту