Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Интервью со звукорежиссёром С.С. Варцаном

2016 год — это год российского кино. На сегодняшний день просмотр фильмов и сериалов занимают довольно большую часть нашего свободного времени. Наверное, всем интересно — кто снимает кино, как и где; на эту тему создают целые телепередачи. Однако, все ли знакомы с профессией звукорежиссёра, которая просто необходима для создания фильма? Звукорежиссёры занимаются записью звука, озвучиванием фильма в соответствии со сценарием. Немного о своей профессии и других достаточно интересных вещах расскажет советский и российский звукорежиссер, лауреат российских и международных кинофестивалей Сергей Семёнович Варцан. В копилке его наград есть призы Московского международного кинофестиваля, диплом победителя национального телеконкурса «ТЭФИ», и другие. Сергей Семёнович озвучил огромное количество фильмов, и кроме того, он является доцентом кафедры звукорежиссуры Санкт-Петербургс кого Государственного Университета Кино и Телевидения.

А.Л.: Как Вы поняли, что хотите стать звукорежиссёром? Это мечта детства?

С.С.: Это не было мечтой детства, всё произошло достаточно случайно, просто я сам родился не в Ленинграде, я родом из Молдавии. В результате моих поисков, приехав в Ленинград я нашёл объявление и стал поступать в «Ленинградский государственный институт киноинженеров». В те времена по такой профессии вообще не готовили. Затем я получил диплом по специальности звукотехник. Кто хотел стать звукорежиссёром, у того и получилось. После института нас всех распределяли по площадкам. Потом мы приходили туда и учились у мастеров, а потом, потихоньку все добивались своей цели. Я был достаточно активным студентом, мы организовывали сценки, КВН, пели, танцевали. Наверное, это дало понять, что я хотел заниматься не чисто инженерским делом, а каким-то активным творчеством.

А.Л.: Как Вы считаете, что сложнее — работать звукорежиссёром или обучать этому искусству других?

С.С.: Не могу сказать, потому что это совсем разные профессии, требующие немного других знаний, но, конечно, нужно уметь понимать людей, слушать, руководить. Даже на съёмочной площадке, всё это пригодится. Поэтому, у звукорежиссёра должен быть сильный характер, как и у преподавателя.

А.Л.: Обязательно ли звукорежиссёру иметь музыкальное образование? Вы владеете каким-нибудь музыкальным инструментом?

С.С.: Да, конечно же, нужно иметь музыкальное образование, когда мы отбираем людей учиться, я сейчас говорю как преподаватель, мы всегда проводим экзамен — музыкальное тестирование. Но наша звукорежиссёрска я профессия очень широкая. Ты можешь быть звукорежиссером в кино, на телевидении, на радио, на концертной площадке, писать музыку в студии — это всё звукорежиссёр. Каждая такая специализация требует своих определённых знаний. Но при этом, звукорежиссёр должен обладать музыкальным слухом. К сожалению, в последнее время я уже не успеваю играть на музыкальных инструментах. На фортепиано, аккордеоне когда-то давно… но сейчас, всё это, к моему сожалению, отодвинуто назад.

А.Л.: Вы работали над фильмом «Айвазовский». Нравятся ли Вам его картины? Кто Ваш любимый художник?

С.С.: Да… конечно, мне нравятся его картины, потому что он мог передать море, стихию, небо, ветер, начиная от штиля и заканчивая бурей. Но, мало кто из людей знает, что Айвазовский был не только маринистом, но и писал очень интересные картины на религиозно-духов ные темы, даже писал портреты. Про моего любимого художника я сказать не могу. У меня их очень много. И я каждый год открываю для себя новых художников, с которыми встречаюсь как будто впервые. Например, последним художником, заново открывшимся для меня, был Ван Гог. Его картины я видел, но они на меня не произвели впечатления. Но, когда я побывал в музее картин Ван Гога, они меня очень поразили.

А.Л.: Как Вы думаете, почему российское кино не так популярно, как голливудское? С.С.: Это только у нас в стране, наверное… Но, надо понимать, что то американское кино делится на два типа: голливудское и авторское. Голливудское кино рассчитано на то, чтобы получить большой успех. И все те возможности, которые существуют — звуковые, технические, изобразительные — все которые служат этой цели. Поэтому, такие фильмы будут иметь успех во всём мире у молодёжи. Что касается нашего советского а потом российского кино… В данный момент уровень тех картин, которые производились в Советском Союзе, он конечно, безусловно выше.

А.Л.: Какую книгу или историю Вы бы хотели превратить в фильм?

С.С.: В вопросе экранизации я сомневаюсь. У Кира Булычева был один рассказ… Названия, я к сожалению не помню, так как это было совсем давно. Был произведён эликсир и своему соседу-баскетбол исту его друг предлагает этот эликсир на себе испытать. Он даёт его, и у того развиваются какие-то способности. Это было бы интересно, снять достаточно серьёзный фильм по этому рассказу, от начала до конца.

А.Л.: Ваша работа была не раз отмечена наградами, в том числе и дипломом конкурса «ТЭФИ». К чему Вы стремитесь теперь, и что для Вас является показателем успеха? С.С.: Я хочу сказать, что там не одна моя заслуга, а всего нашего коллектива. Эту награду нам дали за 4-серийный фильм. Я не люблю эту картину, но она была для меня интересной. Именно моё внутреннее состояние и является показателем успеха. Я сам понимаю, хорошо ли я сделал свою работу или нет. В данный момент, я хочу поучаствовать в какой-нибудь интересной картине.

А.Л.: Глядя на всех актёров, хотелось ли Вам оказаться на их месте и сниматься в кино? С.С.: Наверное, в юности да, а сейчас нет. В студенческие году мы и актёрством занимались, и сценки ставили. Но профессионально актёром я не хотел быть.

А.Л.: Какой бы Вы совет дали ребёнку, мечтающему связать свою жизнь с кино? С.С.: Учиться, учиться и учиться! (смеётся) То, что мы видим на экране, и то, что за экраном — совсем разные вещи. Кропотливый, ежедневный, незаметный труд, который требует от человека больших усилий. И чтобы понять — будешь ли ты заниматься кино всю свою жизнь, надо попробовать. Хотя с другой стороны есть такая поговорка: «Если ты один раз попал в кино, то ты уже отравился этим ядом».

А.Л.: Если бы Вы поймали золотую рыбку, то что бы Вы пожелали?

С.С.: Нет у меня ответа на этот вопрос, но есть основное — чтобы все близкие были здоровыми, а всё остальное — в руках человека. Конечно, удача играет свою роль в жизни. Но я знаю — если человек чего-то очень сильно захочет, то обязательно этого добьётся. В моей жизни чудес не было, и поэтому я не верю в золотую рыбку. Пусть люди добиваются чего-то только своим трудом и упорством.

В заключение я хочу подчеркнуть, что именно последние слова в нашем интервью с Сергеем Семёновичем являются самыми важными для каждого из нас. Даже самые простые мечты каждого человека сбудутся при большом желании трудиться для достижения своих целей.

Липковская Анастасия

Ученица 4-го класса ГБОУ Лицей №554 г. Санкт-Петербург

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту