Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Иванов, ты патриот?..»

«Лучшее средство привить детям

любовь к Отечеству состоит в том,

чтобы эта любовь была у отцов»

( Шарль Луи Монтескье)

— От всей души поздравляю вас с Днём знаний! – торжественно произнесла Лидия Сергеевна, наша классная руководительница . – Садитесь.

Мы рухнули на свои места.

— Я счастлива видеть вас отдохнувшими, бодрыми и веселыми, — продолжила она свой монолог. – Это очень хорошо, потому как силы вам явно понадобятся. Впереди новый учебный год, а это значит, что нас ждет много интересных мероприятий! Ну и, конечно же, ЕГЭ. Ах! Как быстро летит время! Вы теперь совсем взрослые…

Мы откровенно скучали. Ежегодный «Всероссийский урок мира», традиционный для 1 сентября, в большинстве случаев проводится по одному и тому же сценарию: сначала учитель лукавит, как мы повзрослели и похорошели за лето, а после… А после начинается долгая беседа о Второй Мировой Войне.

Из года в год школьникам приходится слушать одно и то же, отвечать на одни и те же вопросы. «Что такое Родина?», «Что такое патриотизм?», «Какой подвиг совершила русская армия?» и далее по списку. Учителя авторитетно заявляют, что подобные беседы проводятся «в целях патриотического воспитания». Не думаю, что этот ежегодный ритуал как-либо пробуждает в детях патриотизм. Особенно ранним утром 1 сентября, когда, после беззаботного лета, мозг отчаянно блокирует поступление новой информации и напрочь отказывается думать о серьезных вещах. Впрочем, педагогам надо отдать должное: о том, что 2 сентября в России отмечается «День окончания Второй мировой войны», знает, пожалуй, каждый российский школьник. Тем не менее, долгосрочная память детей ставится под сомнение, поэтому ежегодно в первый день осени им задают один и тот же вопрос: «Вы помните, какой завтра день?»

К счастью, склерозом в нашем классе никто не страдал и мы, как всегда, в унисон протянули: « День окончания Второй Мировой войны».

— Правильно! – воскликнула Лидия Сергеевна. – Поэтому, в рамках патриотического воспитания, завтра после уроков мы все дружно пойдём на митинг!

В такие моменты даже у самого патриотично воспитанного школьника возникает острое желание предать забвению исторические события своей страны. Признаваться в этом стыдно, но и кривить душой не хочется.

«Митинг протеста против патриотического воспитания?» — оживился мой бойкий на язык одноклассник.

Класс загудел. На улице стояла жара, как в духовке: лето категорически не желало отдавать осени свои бразды правления. Находиться под палящими лучами солнца в парадной школьной форме, мягко говоря, не хотелось. Да и игра явно не стоила свеч: всем известно, что подобные мероприятия обычно не предвещают ничего интересного и познавательного. Каждый школьник отлично знает свое великое предназначение: он должен стоять и молчать. Стоять требуется неподвижно и, желательно, красиво. Однако последнее условие не обязательно.

— Лидия Сергеевна, а можно я не пойду на митинг? – спросил Сережа. – Я патриот! Честно-честно! Меня можно больше не воспитывать!

— Тебя как раз и надо воспитывать! – встряла Катя. – Патриоты не ноют, как хотят после окончания школы свалить из страны за рубеж. А вот меня воспитывать точно не надо. Я через год однозначно уеду во Францию, получу гражданство, а о России и думать забуду!

— Дуууура!

— Сам дурак!

— Прекратите оба! – вмешалась учительница. — Хватит. Завтра класс в полном составе идет на митинг. Это приказ директора.

По классу пронесся обреченный вздох. «Эх.… Еще годик потерпеть, и никто больше не будет заниматься нашим патриотическим воспитанием» — раздался шепот с последней парты.

На следующий день мы, отсидев шесть полноценных уроков, уставшие, голодные и злые отправились на митинг. Судя по всему, сами учителя находились не в лучшем состоянии духа. Когда мы пришли на городскую площадь, там уже толпились школьники. Какие-то люди пытались построить их в ровные колонны: «Ты. Да, ты! Встал сюда. Быстро!». Вскоре очередь дошла до нас, новоприбывших.

Сумбур и сумятица – эти слова в точности могли бы охарактеризовать происходящее. Сначала женщина в белом говорит тебе стоять в одном месте, а через минуту подбегает женщина в красном и ставит в другое. Еще через минуту возвращается женщина в белом и начинает громогласно восклицать, что ты, бестолочь эдакая, стоишь совсем не там. Пытаешься прояснить ситуацию, но к ее воплям присоединяется женщина в красном. Пока две дамы надрываются, перекрикивая друг друга, ты стоишь со своими товарищами и судорожно соображаешь, какой цвет в приоритете: белый или красный? Невольно возникают ассоциации с Гражданской войной. Но вот рядом появляется женщина: на ней платье в горошек. Задача не на шутку усложняется. Говорят, горошек символизирует женственность и романтичность.

— Вы не подскажете, в котором часу приблизительно мы освободимся? – осторожно спросила моя одноклассница Лена подошедшую даму, теоретически женственную и романтичную.

— Когда скажем, тогда и освободитесь, — последовал довольно резкий ответ.

Теория с горошком потерпела крах. Равно как и наша надежда узнать свою судьбу на ближайшие часы.

После длительного ритуала хаотичного перемещения с места на место, нам раздали воздушные шарики. Они, надо сказать, оказались весьма кстати, создавая некое подобие тени под палящими лучами солнца. На этом все организаторские вопросы были исчерпаны. Тем не менее, митинг не начинался. Из разговоров мы поняли, что все ждали приезда мэра города. Он задерживался и должен был приехать через час.

Что делать организаторам? Не распускать же нас, «толпу баранов», которых они так старательно расставляли по колоннам. Потом ведь не соберешь! О том, что парнокопытным жарко и хочется пить, видимо, никто не подумал. Словом, нам сказали стоять и ждать. Увы, незаметно покинуть место дислокации не представлялось возможным. Да и подло это по отношению к товарищам. Нет, не к администрации города, а именно к товарищам. Поэтому нам ничего не оставалось, кроме как запастись терпением и ждать.

Спустя полтора часа началась торжественная церемония. Однако школьникам было индифферентно, о чем там говорят первые лица города. Сначала один голос сказал нечто в духе: «Мы не должны забывать». Ему вторил другой: «Мы не должны допустить, чтобы война повторилась». Замечательные слова. Увы, их совсем никто не слышал. Вернее, не слушал. Все мысли были лишь о том, где достать воды и как не упасть в обморок.

Меньше всех повезло первоклассникам: их поставили в отдельный ряд и заставили читать стихи. Вдруг я увидела, как одна малышка закрыла лицо руками, пошатнулась и рухнула на землю. Она была в сознании, когда ее уводили к машине дежурившей скорой помощи. С ужасом в глазах мы наблюдали эту картину, однако торжественная церемония продолжилась, как ни в чем не бывало. Позднее я узнала, что та девочка была далеко не единственной жертвой патриотического воспитания: солнечный удар получило около сотни детей.

Апофеозом сего действа стало возложение цветов к стеле «Города воинской славы». Заблаговременно раздав каждому по гвоздике, нас направили к монументу. Координаторы ответственно следили за порядком, регулируя поток школьников со словами: «Положили — отошли. Быстро! Не задерживаемся!»

Возложив свой цветок, мне вдруг невероятно захотелось хоть немного побыть возле стелы родного города. Неожиданное чувство нежности и трепета возникло в моей груди. Однако оно вмиг испарилось, когда над моим ухом раздался крик: «Не толпитесь! Расходитесь!»

Я так и не поняла, в какой именно момент в нас должны были пробудиться патриотические чувства. А еще мне совершенно непонятно: кому все это было нужно? Школьникам, схлопотавшим тепловой удар? Однозначно нет. Учителям? Тоже вряд ли. Даже мэр, как мне показалось, без особого энтузиазма присутствовал на церемонии.

Эта история отнюдь не претендует на уникальность. Подобные мероприятия существовали всегда: в теории они действительно должны воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине. Однако на практике, как правило, они оказываются абсолютно бесполезными. Взять, например, мой класс: и на митинги нас водили, и в музеи, и на парады. Однако по окончании школы среди моих одноклассников патриотов было раз-два – и обчелся. Остальные же постоянно сетовали на то, что родились в России и говорили, как мечтают уехать из «этой» страны. И мой класс не является исключением: у меня достаточно много знакомых школьников по всей России. Видимо, в нашем государстве есть некоторые проблемы с патриотическим воспитанием. Детей неправильно воспитывают? И можно ли вообще воспитать патриотизм?

После того, как президент России Владимир Путин объявил патриотизм национальной идеей, число всевозможных мероприятий, посвященных патриотическому воспитанию молодежи, резко возросло: «уроки памяти», встречи с ветеранами, различные акции, конкурсы сочинений… Да только воз и ныне там.

— Иванов, что такое патриотизм?

— Патриотизм – это любовь к Родине, Марья Ивановна.

— Ты патриот?

— Конечно!

— Молодец, Иванов. Садись, пять.

Надо сказать, Иванов и не задумывался никогда: патриот он на самом деле или нет. Согласно данным многочисленных исследований, более половины российских школьников не имеет четкого представления о том, в чем именно проявляется та самая «любовь к Родине». Может, это и есть камень преткновения в патриотическом образовании? Дети не могут стать патриотами, потому как просто не понимают, что именно от них, бедных, требуют. Дабы ответить на этот вопрос, стоит всё-таки определиться с понятиями.

На истину в последней инстанции я не претендую. Бросаться тривиальными фразами о любви к березкам тоже не стану. Лично для меня любовь к Родине заключается в гордости от осознания своей принадлежности к России и всему, что с ней связано. Определяющим же фактором для меня является готовность во всех отношениях отстаивать честь и достоинство своей страны. В любые времена и при любых обстоятельствах. И во время дефолта 1998 года, и во время кризиса 2008 года – всегда.

По своим наблюдениям отмечу, что для большей части россиян характерна следующая закономерность: растут доходы – крепчает дух патриотизма. Однако не надо путать кислое с пресным: патриотизм никак не связан с материальными благами. Даже мысль об этом кажется мне отвратительной. Вы же, дорогой читатель, не разлюбите свою мать, если ее вдруг уволят с работы? Если разлюбите, то настоятельно рекомендую вам не читать далее. Боюсь, написанное ниже вы просто не поймете.

Если вы всё-таки продолжили читать, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что я ни в коем случае не призываю закрывать глаза на проблемы современной России. Лично у меня волосы встают дыбом при виде большинства российских больниц и школ. Мне не понятно, почему «денег нет» в стране, которая занимает лидирующие позиции по объемам запасов многих природных ресурсов. И становится невероятно грустно, когда видишь, как старенькая бабушка не может позволить себе купить кусок хлеба. И не веселит даже Российское законодательство , которое в последнее время стало напоминать сборник анекдотов. Только с черным юмором.

Однако я уверена: системный кризис, в котором увязла Россия, наряду с материальными благами никоим образом не должны влиять на любовь и уважение к Родине. Можно и даже нужно критиковать систему, но не с целью предать анафеме свое государство, а с целью как-то изменить ситуацию. Возможно, подсказать пути решения тех или иных проблем.

Мне бы не хотелось в менторском тоне рассуждать о необходимости патриотизма в современном обществе. Все эти фразы о «формировании глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности», право, уже набили оскомину. Однако без истинных патриотов – тех, кто даже в ущерб своим собственным интересам останется предан Отечеству, — наше государство погрузится в глубокую депрессию, выхода из которой уже не будет. Просто потому что не будет желающих этот выход искать. Россия как страна, как государство пропадет. Исчезнет с лица земли, как Атлантида.

Мне не представляется возможным в одночасье превратить население России в отчаянных патриотов и альтруистов. Исправлять всегда сложнее, чем работать с чистым листом. День за днем подрастают дети, полные сил и энергии. Они способны горы свернуть, а вывести Россию из кризиса и подавно. При желании, разумеется. Необходимо чтобы талантливые юноши и девушки не уезжали заграницу, а направляли свои силы на развитие нашей страны. Именно это, надо полагать, и является целью государственной программы патриотического воспитания. Однако как бы ни старалось Министерство образования и науки РФ, его потуги в лучшем случае не принесут никаких результатов. Цель поставлена правильно, вот только средства выбраны не те.

Воспитывать патриотов однозначно необходимо, дабы не развалить страну окончательно. Но надо определиться: какие же средства можно назвать эффективными и действенными? Для этого проведем привычную всем параллель: Родина – мать.

Итак, кто учит ребенка любить свою маму? Учителя? Разумеется, нет. Любовь к матери является естественной потребностью человека. Теоретически любовь к Родине должна возникать так же естественно. Однако этот процесс целиком и полностью зависит от родителей и близких людей, окружающих дитя в первые годы жизни.

Если мама с папой постоянно жалуются на жизнь, обвиняя Россию во всех своих проблемах, ребенок невольно возненавидит причину негодования своих родителей. В конце концов, их он любит априори больше. Вероятно, повзрослев, он при первой же возможности уедет из страны. Если такого случая не представится, его ждут пожизненные страдания.

Ребенок наверняка станет истинным патриотом, если дома он постоянно будет слышать слова любви и уважения к Родине. Если в процессе взросления его любовь не трансформируется в национализм или шовинизм, то наше государство получит довольно ценный экземпляр патриотически воспитанного гражданина. К сожалению, на сегодняшний день данный сценарий скорее утопия, нежели реальность.

Есть еще и третья ситуация – она встречается наиболее часто, — в которой родители никак не проявляют свое отношение к происходящему в стране. Все, что происходит вокруг, их попросту не интересует. Поэтому они не ходят на выборы, не читают газет, не смотрят новости. Они не поведут своего ребенка на Парад победы 9 мая, сказав: «Там нечего делать». В их доме нет исторических книг, российской символики. Познавать окружающий мир ребенку в такой семье придется при помощи телевизора, который с утра до вечера транслирует зарубежные телепередачи, а в лучшем случае – мультфильмы. Чувства апатии и равнодушия к Отечеству передаются подрастающему чаду от родителей и со временем становятся жизненной моделью поведения. «Моя хата с краю, ничего не знаю», — вот девиз выросшего в подобной семье ребенка.

Из трех приведенных выше примеров самый страшный, я думаю, именно последний. Разве может пассивный и ничего не желающий делать народ быть, как написано в Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти»? Разумеется, нет. И прославлять свое государство он также не может.

Что же касается патриотического воспитания в школе, так это вообще, на мой взгляд, фикция. Патриотизм воспитывается исключительно в семье, причем именно в дошкольном возрасте. Дальнейшие потуги учителей оказываются малоэффективными : школа может дать знания в области истории и культуры, но научить любить Родину — никогда.

Так что, если правительство РФ действительно заинтересовано в воспитании патриотов, ему необходимо в первую очередь бороться с тотальным равнодушием населения к происходящим в стране событиям. Стоит признать: людям по большому счету индифферентны общегосударствен ные вопросы. Главное — что в холодильнике лежит и сколько это стоит.

Подводя итоги, у меня напрашивается весьма неожиданный на первый взгляд вывод: Министерство образования и науки Российской Федерации вообще не имеет никакого отношения к патриотическому воспитанию. Сразу встает вопрос: а кто тогда имеет? Видимо тот, кто способен заставить людей чувствовать гордость за свою страну и государство. Думаю, это прерогатива Правительства РФ и президента. Однако чувства должны быть обязательно искренними: виртуозно врать своим детям о том, как на Руси жить хорошо, далеко не каждый сможет. А вот что именно необходимо сделать, чтобы никому не приходилось врать, – довольно наболевший вопрос. И он заслуживает отдельного разговора.

Сова Людмила

Приморский край

5

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту