Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Журналиста кормит его язык»: Сергей Щербаков о важности развития речи у журналистов

Сергей Сергеевич Щербаков — преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ и Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста. В интервью он рассказал о своей работе, специфике обучения в университете и важности техники речи. 

Сергей Щербаков
Сергей Щербаков в Английском зале Центрального Дома журналиста
© Дарья Дейвальд/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

— Вы преподаёте в Военном университете. С чем связана Ваша преподавательская деятельность?

— Моя основная задача как преподавателя — развивать творческие способности у курсантов, основной предмет — теле- и радиожурналистика. Технику речи они изучают на первом курсе, это базовый навык военного журналиста. Вообще, в университете я занимаюсь подготовкой военных тележурналистов, офицеров информационного обеспечения. Кто это такие? Это люди, которые подчиняются командиру какого-либо крупного воинского подразделения и отвечают за его информационное обеспечение. У таких специалистов широкий круг обязанностей, в том числе они должны выполнять функции военного журналиста: брать интервью, писать и редактировать тексты, уметь работать с камерой и вовремя оказываться в нужном месте и при этом соблюдать меры безопасности. Наши офицеры–выпускники также отвечают за сопровождение и безопасность гражданских журналистов, которые приезжают в зону боевых действий. Военный журналист должен знать, куда их отправить, в какое время, сколько им дозволено находиться в определённом месте и когда их эвакуировать. Репортажи, которые пишутся военными журналистами на линии боевого соприкосновения, без преувеличения, написаны кровью. Мы знаем, что недавно, к сожалению, погиб военный корреспондент «Известий» Семён Ерёмин. Курсантов нужно обучать требованиям военной журналистики, чтобы они умели действовать в зоне боевых действий, и я как раз этим занимаюсь. 

— Каких абитуриентов ждут на специальности «Военная журналистика»? 

— Во-первых, мальчиков. Для женского пола это тяжелая работа. Мальчикам она интересна, особенно тем, у кого нет никаких обязательств, нет семьи. Можно многое посмотреть, везде полетать и повоевать. 

— Вы сказали, что преподаёте курсантам технику речи. Как Вы считаете, у журналиста с чётко поставленной речью и звучным голосом больше шансов повлиять на свою аудиторию? К каким техникам он может прибегать, чтобы привлечь внимание к себе?

— Умение внятно общаться с аудиторией — это кратчайший путь к тому, чтобы выделиться среди других журналистов. Никто не поймёт твои гениальные мысли, пока ты не найдёшь способ этими мыслями внятно поделиться, причём с заинтересованной аудиторией. Журналиста кормит его язык, общение — это то, за что ему деньги платят. Он получает информацию, обрабатывает её, высказывает своё субъективное мнение по какому-то информационному поводу и за это получает вознаграждение. При этом журналисту нельзя тащить своего слушателя за руку, нельзя объяснять, где и что лежит. Аудиторию надо кормить смыслами. Нужно не просто рассказать, где, что и когда произошло, а быть готовым ответить на вопросы: «Как?» и «Почему?»

— Развитием речи нужно заниматься на протяжении всей жизни или хватит одного курса? 

— Если журналист готовится к работе в кадре, к интервью и просто к публичному выступлению, то обязательно нужно проверить, насколько его речевой аппарат готов к работе. Опытному журналисту достаточно двух–трёх скороговорок. Менее опытным приходится разрабатывать речевой аппарат чуть дольше. 

— Что начинающим журналистам обычно мешает в развитии речи?

— Отсутствие нужного педагога. Техника речи — это не учебник, должен быть опытный наставник, который способен убрать у человека акцент и дефекты. Школа Первого канала может похвастаться дикторами с высоким уровнем развития речи, один из таких — это Нина Филипповна Васина. Она выдающийся педагог. В университеты бессмысленно приглашать на преподавание техники речи какого-нибудь филолога, если он не проходил курс по технике речи. Техника речи — это искусство и важный навык, которому должны обучать будущих журналистов с первого курса. 

— Человек с дефектами речи может стать хорошим журналистом?

— Человек с дефектами может стать журналистом, даже если он вообще не разговаривает. Зависит от того, в каком СМИ он работает. Если он пишет статьи для газеты, то кто узнает, что он заикается? Но, если он хочет работать в кадре, нужно исправлять дефекты. Есть много упражнений и методик, но здесь важна именно ежедневная практика. У некоторых журналистов есть минимальный дефект, и они делают из этого свою фишку, но было бы правильно вообще исключить его из речи. Если не получается, нужно писать такие слова, где не встречается проблемный звук. Нужно запомнить этот текст и строго ему следовать во время эфира. Тогда все получится!

44

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту