Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

КАК ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ В ШКОЛЕ?

Звенит звонок. Конец урокам. Просто вырастают крылья за спиной. Вылетаю на школьное крыльцо. Душа поет! Капель, лужи, талый снег, грязный лед… Красота!

Ого! На школьном дворе мальчишки играют в футбол пивной банкой. Грязные по уши. В куче брызг. Да. Именно меня там не хватает! Но тяжелая сумка, полная учебников по литературе, ненавязчиво давит на плечо. Куда бы ее деть?

Стою, горю от нетерпения и ломаю голову над возникшей проблемой. Кто-то снизу дергает за куртку. Нетерпеливо опускаю глаза.

Карапуз лет семи, с видом заправского дилера жует жвачку. 
— Чего тебе мальчик? 
— Класть-то будешь? 
— Чего класть?

Собеседник кивает на кучу портфелей, сложенных на пороге. 
— Сумку! Полчаса присмотра — 10 рублей, час — 30. Деньги вперед. Можно жвачкой.

Я не просто удивлена — шокирована!!! Приседаю перед чудом на корточки. 
— Малыш, а почему час дороже? 
— Не бойся, — заверил он меня, — считать умею. Сохранность денег и прочей мелочи — гарантирую. А час дороже потому, что я тут с вами, а мне к маме, обедать пора.

Бизнес «поколения пехt» 

Думаю, не для кого ни секрет, что зарабатывать себе на карманные расходы дети начинаю со школьной скамьи. Другой вопрос, что они делают это по-разному. Есть самый простой способ. Его знают все: родители часто платят детям за хорошую учебу, только тарифы в разных семьях разные. Однако иногда в оплату входят не только оценки, но и работа по дому, начиная от «вынести мусор», и заканчивая «не нервировать бабушку».

Одна моя подруга из седьмого класса на просьбу «Маша, надень свитер», отвечает «Сколько?» Мама отсчитывает ей двадцатку, а подруга объясняет: «В свитере я теряю часть своего имиджа. Должны же мне возмещать моральный ущерб?!»

Но это не все. Я не хочу говорить об официальных (Макдональд-с, газета «Столичная») и неофициальных (мытье машин, «Дядя, дай копеечку») источников доходов молодежи в свободное от школы время. Подработать можно и в школе.

Начнем с простых способов. Зарабатывать ребята начинают с первого класса. Как любой ребенок первоклассник тащит в школу из дома все — игрушки, конфеты, кассеты с мультиками. Самые предприимчивые конфеты продают.

По школьным тарифам жвачка «Mоуе18» (цена 1 рубль 50 копеек) стоит 5 рублей, а «Мишка на Севере» (цена 3 рубля) -10 рублей.

С игрушками проще. Понравившуюся игрушку могут дать на урок -10 рублей. На один день домой — 50 рублей. С кассетами дело обстоит также, но дороже.

Кстати, многие современные детишки не бедствуют. Если один юный друг из второго класса «А» смог разменять мне родительские 300 рублей потрепанными десятками, это уже о чем-то говорит.

Есть еще более оригинальные способы подработать. Сидим мы на уроке физики. Мы — 11 класс. Начинаются репрессии: косо взглянул, неровно дыхнул — к доске. За урок -10 двоек. Тут робкий стук в дверь. На пороге стоит милое голубоглазое создание.

— Мне мама… ключи потерял… можно, Диму… Диму Синицына… я домой… он мой брат…

Начинает громко с надрывом рыдать. Подбежавшая учительница пытается его успокоить. От этого малыш плачет еще громче и требует, чтобы его двоюродный брат Дима отвел его домой. Дима с видом героя встает и, с разрешения учительницы, уводит незадачливого братца.

Через два часа, Дима возвращается на безобидный урок ОБЖ.

— Дима, — спрашиваю его, — у тебя же нет двоюродных братьев и сестер. 
— Нет. 
— И родных нет? 
— Нет, — улыбается мне Дима. 
— А откуда же «дите»? 
— 25 рублей до, 25 рублей после, — и никакой физики.

Конечно, я знаю по личному опыту, есть еще и дежурные. Но они берут уже 80 рублей. Придут и скажут, что мол, ждет вас у дверей папа, мама, милиция и вам срочно надо спустится. Оно конечно дороже, и могут не отпустить, но менять младших «братьев и сестер» раз от разу неудобно. Маленькие дети, обычно, услуг с плачем два раза подряд одной особе не оказывают.

Есть в школах и бумажная канцелярия. У кого какой талант. Больше всего пользуются спросом доклады. Цены в зависимости от объема и сложности темы доходят до 800 рублей. Не у всех же есть Интернет.

Продается все — сочинения, шпаргалки, ответы на предстоящую контрольную, справки (цены в зависимости от диагноза и длительности болезни), подделывание подписей…

Тысячу рублей стоит исправить оценки в журнале: 500 за работу, остальное за риск. Есть также неофициальная информация, что пропажа журнала стоит 3 тысячи рублей. Журналы пропадали, а подтверждения слухам не было.

Школа не только обучает, но и помогает малообеспеченным. Здесь можно зарабатывать официальным путем. Можно помыть полы. Подруге, которая учится в соседней школе (в то время она испытывала материальные трудности) директор предложил работать уборщицей. Можно провести дискотеку. Минимум 1/10 от суммы сборов и получишь. Последний раз школьный DJ получил 800 рублей за 4 часа. Можно сходить за ребенком учительницы в детский сад, погулять с собакой педагога, сбегать в аптеку или за продуктами. Вечный дежурный — человек, который ходит от входной двери до третьего этажа вызывать детей с продленки, получает ежедневную зарплату. Ученик, организовывающий общественное мероприятие, тоже не бывает в убытке.

Но неофициальных источников доходов, конечно, больше. Можно, например, дорого оценить и привилегированное место. Дежурство на втором этаже — стоит денег. Не нравиться — дежурь в столовой. Можно заставить делать за себя уроки, нанять охрану и прочее, и прочее, и прочее…

За деньги можно срывать уроки, можно заставлять ябедничать, портить казенное имущество (хотя это можно и без денег), украсть из кабинета учителя очки, блокнот, контрольную работу…

Так что, дорогие родители, решайте сами, что лучше: давать детям на карманные расходы или предоставить им заниматься бизнесом.

Я не хочу давать советы. В наше время надо уметь зарабатывать деньги, но с малых лет ставить деньги целью жизни, я думаю, не стоит.

Конечно, не во всех школах все так запущено. Здесь приведены исследования в нескольких учебных заведениях. Но я думаю, что даже эти данные заставляют задуматься.

Катя СЕХИНА, 
г. Москва. 

Комментарий психолога В школе, как в зеркале отражается наша жизнь. Современный этап развития России, таков, что сейчас все продается и покупается. Старшее поколение может ужаснуть «продажность» современных школьников. Справедливый возглас из глубины души — У нас такого не было!!! 

Давайте посмотрим на ситуацию внимательнее. Эти дети зарабатывают себе на жизнь, привыкая к новым экономическим реалиям. Это, безусловно, положительный факт. Беспокоит другое.

Первое— это воровство. Кража журналов — это преступление, пусть и маленькое.

Второе — родители дают деньги за оценки и выполнение домашней работы. Родители идут по самому легкому пути. Получил пять — получил деньги. Но тогда у детей возникает тяга к деньгам, а не тяга к знаниям.

Рыночные отношения сейчас оказывают большое влияние на становление детской индивидуальности. И если дружбу уже заменили деньги (а ребенок развивает коммерческие отношения именно с друзьями), не пора ли уже начинать бить тревогу?

Иван КАНАРДОВ 

4

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту