Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Как говорить чётко и убедительно?

Студенты Школы журналистики Владимира Мезенцева посетили занятие «Мастерство телеведущего: техника речи, артикуляционная гимнастика и упражнения на дикцию» с Сергеем Сергеевичем Щербаковым, преподавателем Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.

Сергей Щербаков в Английском зале Центрального Дома журналиста
© Варвара Озерова/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

Речь — один из самых необходимых навыков для успешной работы в сфере медиа. Ведь журналист — это профессионал, который собирает, обрабатывает, и передаёт информацию. Качество его речи напрямую влияет на понимание и восприятие данных сведений слушателями или зрителями.

Хорошая речь должна быть чёткой, ясной и логичной. Специалист должен уметь точно и кратко выразить свои мысли, чтобы заинтересовать аудиторию и удерживать её внимание. Это особенно важно в эпоху информационного избытка, когда каждый имеет доступ к огромному количеству новостных источников.

Навык грамотной речи не рождается мгновенно. Журналисты должны постоянно отрабатывать и совершенствовать свои коммуникативные навыки. Это может включать тренировку публичных выступлений, работу над дикцией и интонацией, а также изучение различных техник убедительной речи и аргументации. Журналист каждый день должен делать артикуляционную разминку и начитывать скороговорки. Ежедневная тренировка речевого аппарата — это единственный путь к чёткой и грамотной речи.

Этим и занимаются студенты Школы журналистики Владимира Мезенцева. На паре Сергея Сергеевича студенты занимались развитием своего речевого аппарата: начитывали дифтонги (переход от одного гласного звукотипа к другому), разбирали, как правильно читать каждую гласную, чтобы она звучала, читали дифтонги с разными ударениями и интонациями, разбирали сложные слова и читали их в разных формах.

При проработке дифтонгов и скороговорок мы избавляемся от ошибок в речи и развиваем дикцию. Например, попробуйте произнести ударную гласную и вопрос на конце:

«штУ-што-шта-штэ-шти-шты? жту-жтО-жта-жтэ-жти-жты!»

Получилось? Это нужно повторять, меняя ударение на соседний слог каждый раз.

На занятии учащиеся попробовали себя в роли ведущих на телевидении, где каждый отрабатывал посыл и интонацию при чтении с суфлёра. Это трудно сделать правильно с первой попытки, но ребята старались, и с каждой последующей получалось всё лучше и лучше.

Важно отметить, что речь является неотъемлемой частью всего процесса работы журналиста. От правильно сформулированного вопроса на интервью до качественного текста в статье — всё это требует умения хорошо владеть речью. Также важно начитывать текст вслух, чтобы слышать, какие звуки ярко звучат, а над какими нужно работать. Речь — навык, про который никогда не стоит забывать, он пригодится не только в работе журналиста, но и в обычной жизни.

68

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту