Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Как работают спортивные журналисты и берут ли без высшего образования?

2 июля – Международный день спортивного журналиста. По этому случаю мы провели интервью с Никитой Плохих и Олегом Лысенко, действующими спортивными журналистами.

Никита Плохих, журналист «РБК Спорт», рассказал нам о своём пути и опыте работы в спортивной журналистике в школьные годы. Второй наш герой, Олег Лысенко, руководитель футбольного отдела сайта «Чемпионат.com», рассказал нам о трудностях работы и новых форматах в 2020/2021 год.

Расскажите о себе, о ваших хобби, учебе и работе.

На данный момент я являюсь журналистом «РБК Спорт». Карьеру спортивного журналиста я начал в 14 лет — комментировал матчи любительской лиги — РТХЛ (Российской товарищеской хоккейной лиги). Далее моя карьера повела меня в сторону конкурса «Комментариум», где я выиграл в номинации «Комментаторы до 18 лет» в разделе «Мыслю со скоростью звука». После этого конкурса меня пригласил замечательный Евгений Седых в профессиональный баскетбольный клуб «ЦСКА», где я продолжил свою карьеру в качестве комментатора молодежных команд. Ну и с мая этого года я являюсь журналистом «РБК Спорт», пишу о спорте. Закончил Школу №1302 в этом году. Надеюсь поступить в МГУ имени М.В. Ломоносова на факультет журналистики и направление «Медиакоммуникации».

Почему вы поступаете именно на журфак МГУ имени М.В. Ломоносова?

Хотелось бы продолжать карьеру журналиста и получить образование в этой сфере, потому что всё-таки в журналистике это важно. Многие говорят, что МГУ несправедливо возвышается в профессиональной сфере, но Московский университет, в первую очередь, это особый мир, где люди могут завести полезные знакомства, получить какой-то опыт. Также в МГУ привлекает активная общественная жизнь.

Как вы начали работу в отделе спорта? Почему вы выбрали именно этот отдел?

Я всю свою жизнь в спорте. До 12 лет я профессионально занимался мини-футболом, потом по причине здоровья не сложилось. Всегда хотел работать в сфере спорта, начал карьеру комментатора, поэтому спортивная журналистика и спортивный комментатор – это всё-таки неотъемлемые составляющие друг друга.

Как я начал работать в «РБК»? Очень просто. Я являлся студентом Школы журналистики им. Владимира Мезенцева. Там я познакомился с Елизаветой Ефимович, у нас сложился диалог, походу которого я спросил, есть ли в спортивном отделе какие-то вакансии. Мне сказали, что есть. Познакомился со своим руководителем, превосходным спортивным журналистом, Грантом Гетадаряном. Я прошел собеседование, написал статью и, посмотрев на эту статью, мне предложили работу. И вот. Я уже являюсь пишущим журналистом «РБК».

В каких спортивных СМИ уже работали? Какие плюсы работы в спортивных отделах?

Я работал в «Таких медиа» и до сих пор продолжаю там периодически писать что-то, а также имею опыт работы в баскетбольном «ЦСКА», который ведет на своём сайте небольшие СМИ, где мне довелось писать, работать. Не будем называть малоизвестных изданиях.

Я думаю, что плюсы работы в спортивных СМИ – это желание человека. Если человеку нравиться писать о спорте – это плюс для него.

Спортивная журналистика, по моему личному мнению, является одним из единственных подразделов журналистики, где можно спокойно выражать свою позицию и высказываться, не боясь порицания со стороны вышестоящих организаций. Спорт, в большинстве своём, вне политики и о нем можно спокойно высказываться. Вот у меня есть друзья политические журналисты, то у них с этим сложновато.

Достаточно сложно устроиться в крупные СМИ без высшего образования и опыта работы за плечами. Какие советы Вы можете дать будущим или действующим юным журналистам, которые хотят устроиться в крупные СМИ?

В первую очередь, я процитирую основателя «Макдоналдс». В своём фильме он сказал очень грамотную фразу: «Что помогло 50-летнему продавцу миксеров сколотить империю из 1000 ресторанов по всей стране [США] – настойчивость».

Многие думают, что очень сложно попасть в СМИ, очень сложно туда устроиться, что попадают только свои. Я скажу, что в этом есть доля правды, но она малая. Спортивным СМИ, любым СМИ также нужны молодые журналисты, нужна молодая кровь, нужны новые люди, потому что объем работы увеличивается, информационное поле расширяется и его нужно обхватить, а для этого иногда не хватает рук. Поскольку сейчас чемпионат Европы, далее Олимпиада. Я очень удачно вписался, потому что объем работы увеличился. Как раз мне дали очень весомую роль пока, как я надеюсь, справляюсь.

Советы молодым журналистам:

— Не стесняйтесь, пишите. Facebook отличная платформа для Вас.

— Развивайте свой Facebook, добавляйтесь в друзья, смотрите место работы, человека [которому Вы хотите написать]. Пишите ему, не стесняйтесь ничего.

— Не стесняйтесь быть немножко наглыми, потому что наглость в нашем деле – это в какой-то мере неплохо.

Продолжайте, пытайтесь и у Вас всё обязательно получится.

С какими трудностями сталкивается журналист в рамках своей работы?

Во-первых, если вы приходите работать в спортивные СМИ, вы должны принять как истину, что Вы звоните и просите комментарий у каких-то спортивных людей, каких-то значимых персон. Даже не только чисто спортивных. Мой первый удачный звонок был Михаилу Сергеевичу Боярскому. Мы разговаривали с ним о сборной. Надо побыстрее избавиться от эйфории, что вы разговариваете с известным человеком. Не беспокойтесь, эти люди раньше вас погружены в это, они привыкли к тому, что им звонят. Не бойтесь, если вам не ответят. Дозванивайтесь, берите новых спикеров. В крупных спортивных СМИ есть база спикеров, с которыми можно поговорить. Нужно привыкнуть к тому, что на старте вести себя как-то нецелесообразно, неопытно – это нормально. Не надо этого стесняться, не надо этого бояться. Надо запомнить свои ошибки и не совершать их в дальнейшем. Всегда надо сохранять записи разговоров. Всегда надо советоваться со старшими более опытными товарищами, с вашим начальников или журналистом более опытным, к которому вас закрепили. Не стесняйтесь его отвлечь. Наставлять вас – это всё-таки его работа.

Какими навыками должен обладать комментатор?

Он [комментатор] должен разбираться в спорте, который он комментирует. Я работал более трех лет в хоккее, комментировал хоккеистов, потом мне предложили баскетбол. Многие очень скептически к этому отнеслись. Сказали, что я не разбираюсь в баскетболе. Поверьте, разобраться в каких-то базовых аспектах, подписаться на инстаграм NBA, подписаться на паблики, телеграм-каналы, почитать это всё, войти в это [курс дела] – это дело двух-трех недель. Вы будете не баскетбольным гиком, но будете понимать, что такое пробежка, что такое даблстеп, что такое данк и т.д. Это довольно несложно, в ходе работы разберетесь. Безусловно, это поставленная речь и словарный запас. Если вы во время репортажа постоянно повторяете: «Передача, передача, пас, передача» — это никому неинтересно, это заставляет слушателя выключить звук или вообще перестать смотреть трансляцию. Комментатор – это неотъемлемая часть спорта, неотъемлемая часть спортивного матча. Вы [комментатор] как переводчик игры на понятный всем язык. Многие, включая трансляцию, обращают внимание на то, как ведется трансляция, а уже потом на игру. Комментатор должен делать трансляцию более интересной, более захватывающей, потому что вы можете включить недавний матч Франция–Швейцария, где прекрасная игра, 3:3, пенальти, швейцарцы выигрывают. Если этот матч будет комментировать человек, который мямлит, плохо разбирается в этом, вы переключите или выключите звук. Трансляция и матч, на котором работает комментатор – это не просто передача игры, это какие-то интересные истории о спорте, возможно, о Вас, какой-то Ваш личный опыт, личные эмоции, которые Вы передаете в репортаж. Это не должно быть сухо. Всё-таки когда Вы работаете на каком-то матче, вы ведете репортаж – зритель должен понимать, что это именно Вы его ведете, у Вас должна быть какая-то отличительная черта, у Вас должны быть какие-то заготовленные интересные факты, потому что большинство людей узнаёт интересные спортивные истории, подробности о своих любимцах, например, об игроках, тренерах из репортажа. У многих нет времени читать спортивные СМИ, к сожалению.

Какие СМИ о спорте вы читаете? Кем из спортивных журналистов вдохновляетесь?

Если Вы спортивный журналист, нужно быть в спортивной повестке. Повестка – это практически все читаемые СМИ («Sports.ru», «Чемпионат. com», «Спорт-Экспресс»). Я лично до сих пор выписываю «Советский спорт». От отца привычка досталась. «Еженедельный футбол» — достаточно грамотная журналистика на страницах. Безусловно, «РБК Спорт». Если говорить о спортивных журналистах, я назову человека, которым я вдохновлялся в детстве, к сожалению, почивший Юрий Розанов – известный комментатор. Из знаковых спортивных журналистов – это Александр Головин со Sports.ru и Грант Гетадарян – мой начальник.

Также мы пообщались с Олегом Лысенко, выпускающим редактором, обозревателем, в настоящее время – редактор отдела футбола интернет-издания «Чемпионат.com».

Ограничительные меры постепенно снимаются, а какие-то вводятся вновь. С какими пережитками локдауна вам приходиться работать до сих пор? (удаленная работа, закрытые границы, отмена матчей и т.д.) Появились ли новые форматы в СМИ, в которых Вы работаете, после введения локдауна из-за коронавируса? Если да, какие именно?

Будет неправдой сказать, что «Чемпионат» встретил пандемию во всеоружии. К такому вообще, наверное, невозможно подготовиться. Естественно, все в отрасли пребывали в растерянности, пытаясь ответить на главный вопрос: «Как и что писать о спорте, когда практически весь спорт в мире оказался парализованным?» К счастью, в нашем случае это состояние ступора продлилось недолго. Посредством регулярных мозговых штурмов в режиме онлайн и постоянного анализа посещаемости сайта мы определили круг тем и форматы, наиболее востребованные у читателя на самоизоляции. Мы и сами не ожидали, насколько высоким сегодня может быть запрос у аудитории на материалы исторической направленности! Экскурсы в прошлое, очерки о героях минувших лет и трагических судьбах, развернутые интервью «за жизнь» — заходили на ура. У людей появилась масса свободного времени, и они направили его на чтение, причём жанров отнюдь не желтушных в стиле «интриги, скандалы, расследования».

Благодаря быстрой переориентации с оперативной повестки на «вечную» «Чемпионат» благополучно избежал существенного проседания по трафику. В условиях форс-мажора относительно небольшое падение посещаемости — на 15-20% относительно плановых показателей — можно было расценивать как большую победу редакционного коллектива. Это позволило порталу пережить пандеми без потрясений и сохранить лидирующую позицию в спортивном сегменте Рунета.

С возобновлением спортивной жизни в мире интерес читателя к исторической тематике предсказуемо снизился, но не настолько, чтобы отказываться от неё вообще. Теперь «Чемпионат» активнее, чем до пандемии, разрабатывает «вечные» темы – но, разумеется, не в ущерб текучке.

Кроме того, пандемия научила нас эффективной и слаженной работе на удалёнке. Оказалось, что совершенно необязательно каждый день ездить в офис, чтобы производить качественный журналистский продукт. Современные средства коммуникаций позволяют решать все насущные вопросы на расстоянии, и зачастую даже быстрее, чем «офлайн». Работа онлайн экономит по меньшей мере пару часов в день, которые можно направить на что-то более полезное, чем толчея в метро. По итогам пандемии оптимальной мне видится гибридная схема работы – офисно-удаленная. Все-таки вживую с коллегами тоже иногда нужно видеться, чтобы не терять контакта и взаимопонимания.

Вы уже опытный спортивный журналист и редактор в интернет-издании «Чемпионат. com». Какие советы Вы можете дать будущим спортивным журналистам?

Если рассматриваете журналистику как источник высокого заработка – эта работа точно не для вас. В спортивные СМИ идут не за деньгами – за движухой, драйвом, общением. Со временем в этот список добавляются интересные командировки и крутые собеседники. Совет один – по-настоящему любить то, чем занимаешься. Тогда и работа будет в кайф. Мало кому в жизни везёт заниматься тем, что ему нравится. Так вот, в спортивных СМИ большинство таких – болельщиков футбола, хоккея и прочих видов, удачно соединивших приятное с полезным. А если при этом ещё удаётся оставаться в ладу с самим собой и своей совестью – вообще замечательно.

Фамилии журналистов, которыми я вдохновлялся в юности, ничего не скажут современной аудитории. Это было в другой жизни, когда интернета не существовало. Я вдохновляюсь любой талантливой работой – будь то статья, телевизионный эфир или интервью на ютьюбе. Многие коллеги ревностно относятся к творческим успехам других, а я, наоборот, нахожу в этом дополнительную мотивацию – расти, развиваться и стараться не отставать от времени. Мне нравится то, что делает Дудь, но тут я не оригинален – он многим нравится. Прежде чем стать звездой ютьюба, Юра долгое время был главредом «Sports.ru», на протяжении многих лет главного конкурента «Чемпионата». Из других интервьюеров выделю Собчак, но это уже не про спорт. Урганта с удовольствием смотрю. В спортивных СМИ сейчас крут Дима Егоров, с которым несколько лет работали вместе. Но он, к сожалению, уходит от злободневной, талантливой публицистики в сторону челленджей на ютьюбе, а это немного не моё.

Мы пообщались с журналистами из одной сферы на разные темы и узнали, как можно попасть в крупные СМИ и чем они занимаются сейчас в эпоху коронавируса.

Поздравляем всех спортивных журналистов с праздником!

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту