Владислава Витковская — журналист, педагог и режиссёр документального кино, провела лекцию «Выбор темы. О чем снимать документальное кино?» для студентов Школы журналистики имени Владимира Мезенцева.
Документальное кино — это вид неигрового кино, главное в котором — подлинные события, факты, явления и лица.
Есть несколько видов, с которыми необходимо познакомиться:
- Хроника — это репортаж каких-либо событий, монтаж сырого материала.
- Научное — исследовательское кино.
- Биографическое — кино об известных исторических личностях или знаменитостях.
Несколько обязательных составляющих, которые представляют собой основу любого документального фильма:
Идея. Ей может послужить общезначимая проблема или событие. Например, теракт Норд-Ост.
Конфликт. В любом сюжете есть проблема, которая должна либо разрешиться, либо привести зрителей к определённому выводу. Документальный фильм, кроме фактов, должен нести какой-то посыл, привлечь внимание к существующей проблеме или к её решению. Из точки А зритель должен прийти к точке Б.
Герои. События документального фильма должны раскрываться через истории людей. Их должно быть много: очевидцы, эксперты и другие.
На паре учащиеся разбирали заранее придуманные идеи для документальных фильмов. Например, снять фильм про изменения в организме при употреблении фастфуда, фильм о тех, кто работает в Арктике, или о производстве новой техники. А после вместе с педагогом разбирали проблемы, с которыми можно столкнуться в той или иной теме и как их решить. Разобрали, каких героев звать, где их искать, какие локации использовать и как подойти к съёмкам документального кино.
В интерактивном формате ребята разбирались с разными темами и выясняли, пригодны они для съёмки или нет. Ответили на вопросы: как сделать свой фильм интересней уже созданных, какими должны быть герои, эксперты и другие специалисты, которые будут помогать вам в создании фильма.
После этого Владислава Витковская поделилась с учащимися знаниями о поисках героев на крупные шоу, основываясь на своём примере. Ребята не отпускали Владиславу, им хотелось узнать больше и предложить ещё и ещё идей для документальных фильмов. Иногда кажется, что ученики Домжура генерируют идеи быстрее и качественней, чем нейросети.