Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Как современному журналисту быть интересным аудитории, оставаясь при этом объективным

В данной статье подняты актуальные для любого времени проблемы, касающиеся журналистики: как журналисту быть объективным, и что же все-таки в большей мере интересно аудитории? В чём заключается противоречие между важнейшей задачей СМИ и общественным спросом на определенный контент?

Преподносить точную, проверенную информацию, освещать общественно-важные события, уравновешивать и контролировать власть, направлять и просвещать общество — всё это относится к высшей миссии журналистики. Безусловно, контент, производимый СМИ, должен быть интересным. Без внимания людей работа журналиста не имеет смысла. Кроме того, чем больше аудитория, тем больше прибыль редакции. Это и приводит к противоречию. Многие журналисты теряют баланс и ставят в приоритет не главную миссию своего дела, а удовлетворение интересов аудитории.

Люди не идеальны, их не всегда волнуют только высокие и действительно значимые вещи. Иногда им хочется прочитать о том, как «Алиса Теплякова пропала из МГУ» или как Ольга Прокофьева «бросила олигарха ради бедного актёра» (StarHit). Нередко частная жизнь публичных людей, их скандалы и неудачи появляются на страницах желтой прессы. Однако, радует то, что современный читатель, в большинстве своём, научился распознавать сплетни и не проявляет особый интерес к изданиям, публикующим подобные материалы.

В то же время, любого из нас трудно заинтересовать обыденными событиями. Нам хочется узнать о чём-то новом, нетипичном, из ряда вон выходящем. Такой запрос и породил сенсацию. В погоне за яркими новостями журналисты нередко нарушают профессиональную этику. Найти сенсационную новость не всегда просто, а вот придумать её — другое дело. Так, например, Клаас Релоциус, журналист немецкого издания Der Spiegel семь лет выдумывал репортажи и получал за них престижные награды, пока не был пойман с поличным.

Препятствием для объективной журналистики могут быть не только корыстные цели, но и недобросовестная работа: поспешные выводы, непроверенная информация, поверхностное понимание вопроса. На мой взгляд, это свойственно не только журналистам, но и многим людям нашего времени. Бешенный темп жизни, бесконечный информационный поток — проверять каждый факт непросто. Тем более на журналистах лежит большая ответственность. Они обязаны помогать своей аудитории ориентироваться в многообразии информации.

Некоторым общественным запросам журналисту однозначно стоит уделить внимание. За последнее время значительно возросла роль образования. Вместе с тем, у человека меньше времени, чтобы учиться. Тут журналист и может проявить себя, разбирая научные концепции или проводя интервью с экспертами. Сложные вещи, рассказанные понятным для широких масс языком интересны каждому, кто стремится к развитию. Например, интервью Ю. Дудя с учёным-экономистом С. Гуриевым набрало более 20 млн просмотров – и не с проста. Гость доступно объяснил, как протекают сложные экономические процессы в нашей стране.

Не менее интересно людям и то, что непосредственно связанно с ними, может повлиять на их жизнь: выборы губернатора, мероприятия в родном городе, авария вблизи дома. Журналисту важно хорошо знать аудиторию, на которую он работает, разбираться в локальных проблемах. Бывали случаи, когда местные СМИ оказали колоссальное влияние на общество, как, например, бостонская газета Boston Globe в 90-х гг., расследовавшая дело о католической церкви. Привлечение к ответственности пяти священников, побудило многих жертв насилия по всей территории США выступить с обвинениями.

В последнее время появилась ещё одна интересная тенденция – мода на искренность в медиа пространстве. Зрителям хочется видеть публичного человека таким, какой он есть. Поэтому набирает популярность такой формат, как подкаст. В чистом виде этот жанр предполагает запись беседы без монтажа. Сегодня такой контент действительно интересен зрителям. Это актуально и в журналистике. Людям интересны не столько редакции, газеты или телеканалы, сколько личности определенных журналистов. Доверившись конкретному человеку, аудитория воспринимает его, и как СМИ, и как проводника в информационном пространстве. Поэтому, на мой взгляд, журналистам, в первую очередь, нужно развивать личностные качества: харизму, любознательность, интеллигентность, храбрость, прямолинейность, способность чётко и красиво излагать свои мысли. Думаю, не менее важно, уважать свою аудиторию, стремиться к прогрессивности, понимать, как преподнести себя и свою работу.

Некий авантюризм и энтузиазм также может привлечь внимание аудитории. Ведь вместо того, чтобы искать инфоповоды, журналист может сам создавать их. Так, например, известная журналистка Нелли Блай притворилась психически-нездоровой, чтобы проникнуть в психиатрическую больницу и сделать большой репортаж.

Таким образом, чтобы журналисту быть и интересным, и объективным, ему нужно внимательно и в то же время критически относиться к запросам аудитории и помнить о своем профессиональном долге. Очень важно добросовестно выполнять свою работу и не гнаться только за сенсациями. Если журналист –достойный и интересный человек, если он уважает свою аудиторию и освещает действительно важные события — он найдет своего зрителя.

6

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту