Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Казусная шутница

Я притворюсь, что вижу незнакомку,

Что эти очи с темным блеском не твои,

И главное признание в горле скомкав,

Я стану петь о буре страстно, громко,

Но не скажу ни слова о любви»

( Из к/ф «Королек – птичка певчая»)

2016 год объявлен годом кино в России. На мой взгляд, это полезная задумка, дающая возможность обратить внимание на наш отечественный кинематограф и пересмотреть не всегда одобрительные взгляды на то, что не умеют снимать российские фильмы. Да, есть картины, которые непонятны глупы или смешны сквозь слезы, но ведь немало и достойных работ, как Советских, так и современных. Так, если, например, вспомнить «Любовь и голуби», «В бой идут одни «старики»», «Москва слезам не верит» и много тех фильмов, которые заставляют и смеяться, и рыдать одновременно. И фильмы двадцать первого века имеют право называться одними из лучших. Например, на мой взгляд «Бригада», «Битва за Севастополь», или «Есенин. История убийства» — те картины, которые не позволяют назвать наших режиссеров и актеров прожигателями своей профессии.

Благодаря этому фильму каждый второй житель России вот уже более сорока лет нарезает салат оливье и ожидает наступление одного из самых любимых праздников под ироническую перебранку Жени Лука шина , который оказался в своем доме, но не в своем городе и хозяйки этой квартиры хрупкой Наденьки.

Думаю, не найдется того человека, который хотя бы раз да не по смотрел фильм , вышедший на экраны советских телевизоров в 1975г., «Ирония судьбы , или С легким паром ! » замечательного русского актера и режиссера Эльдара Ря занова. За удивительно короткое время эта комическая история и ее герои стали родными для многих семей. Ведь как же можно остаться в стороне, когда на твоих глазах люди всего за один день встречаются и прощаются, влюбляются и расстаются, путешествуют в другом городе и теряют жилые постройки в «своем».

Несмотря на то, что этот фильм затерт до дыр, при просмотре его в очередной раз есть сто процентная гарантия того, что зритель найдет для себя какой-нибудь жизнен ный урок, даже если видит его в двадцать пятый раз, так как в этой картине раскрывается большое, количество современных рутинных проблем, которые свойственны любому человеку. Также этот фильм привлекает еще и тем, что рассказывает о мелких человеческих глупостях: чрезмерное употребление алкоголя, рассеянность, которые в дальнейшем способны благоприятно повлиять на всю судьбу, даже если за эти казусы сперва будет очень стыдно.

Советский Союз – это место, где можно встретить мужчину, который под новый год едет в автобусе не с ароматной елкой в руках, а с полу завявшим пучком березового веника, Деда Мороза, с азартом играющего на гормоне , беспорядочно движущихся людей, которые, как молекулы суетятся в страхе чего-нибудь не приготовить на вкусный праздничный стол и конечно же детей, которые полностью окутаны мыслями о предстоящих подарках, но все-таки успевают радоваться и падающему снегу, и встречи с Дедом Морозом , и веселым зимним забавам .

Уже с первых минут комедийного фильма для зрителей раскрываетс я тема задуманной истории: любовь , которая еще до представленных нам событий стала разворачиваться между двумя городами: Москвой и Ленинградом. Но догадывались ли о ее проделках сами герои…

В одной из Московских новостроек разворачивается, как покажется на первый взгляд, идиллия двух влюбленных. Но что же скрывается за ней? А скрывается за ней пылкая любовь со стороны уверенной в себе девушки и закоренелого хирурга-заики, который не до конца уверен в своих чувствах и уже однажды сбежал от одной невесты. Но несмо тря на столь нестабильные чувства , новый год парочка все-таки собирается встретить вдвоем.

У Жени Лукашина , неудачного героя любовника, с друзьями сложилась давняя традиция: перед встречи Нового года сходить в баню, чтобы выпарить все шлаки и встретить следующий день с чистой совестью. Но, все же правильно говорят: «Не умеешь пить – не пей!». Чистого и пьяного друзья по ошибке отправляют Женю в Ленинград, в город, куда он уже однажды сбежал от своей невесты. Символично, не правда ли?

Проснувшись уже в Ленинградском аэропорту, Женя берет такси и едет по адресу: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12 , в типовой Московско-Ленинградский дом. Не заметивши небольших изменений в расположении здания, «слегка» подвыпивший мужчина заходит в подъезд, поднимается на этаж и… Открывает квартиру! Просыпается «везунчик» в кровати молодой и красивой Гали, которая в истошном порыве пытается выгнать незнакомца, ведь скоро к ней до лжен приехать ее жених Ипполит . И, о несчастье! Бедная девушка не успевает прогнать незваного гостя раньше, чем на пороге ее квартиры оказывается Ипполит .

Конечно, мужчина устраивает сцену ревности. Эх, типичные мужики… Не разобравшись поднимают шумиху, раздувают из мухи слона. А еще говорят, что мы, женщины, вечно все преувеличиваем. Приятно ли ни в чем невиновной Гале оправдываться? Конечно, не т! А что поделаешь? Ведь Ипполит – состоятельный мужчина со стабильным достатком, за которого мечтает выйти замуж каждая вторая одинокая женщина. Но мечтает об этом ли Галя?

Ипполиту все-таки удается выгнать стран ного «постояльца». Но надолго ? Немного погодя , Евгений обнаруживает, что у него совсем нет денег на обратную дорогу, он возвращается к своим новым друзьям, а горячий мужчина, который все же думает, что Надя и Женя знакомы, злится и уходит.

Надя соглашается помочь неудачливому эмигранту. Женя звонит совей девушки, но та, в порыве женской ревности и вспыльчивости не хочет слушать беднягу. В итоге, Женя остается у Нади, и они постепенно проникаются друг к другу симпатией. И даже подруги Нади, которые зашли поздравить ее с наступающим новым годом и познакомиться с ее женихом п о иронии судьбы принимают Женю за Ипполита. Как бы это странно не звучало, но сам –то «самозванец» совсем не против такого поворота событий. Ведь Надя за этот вечер стала ему дороже, чем та девушка из Москвы за два года их знакомства.

В этот предновогодний вечер новые-старые знакомые поют песни, говорят о жизни и влюбляются…

После боя курантов Ипполит возвращается и затевает драку с новоиспеченным соперником. Надя выгоняет обоих дебоширов, но Женя опять возвращается и, скорее, не столько из-за того, что ему некуда идти, а сколько по причине неожиданно вспыхнувших чувств.

Ипполит, решив попытать свое счастье еще раз, приходит к Наде пьяным. Он ест, ругается, моется одетым и рассуждает о том, что старые отношения могут разрушится в один миг, а вот построиться новые наврятли . Не ошибается ли он?

Разочаровавшись в своей любви, мокрый уже не же них покидает квартиру Нади и больше не возвращается. А девушка в свою очередь решает раз и навсегда поставить точки над и между ей и ее новым знакомым: Женя уезжает в Москву , осознав, что бороться за столь прекрасное создание он не в силах и даже сказать о своих неожиданно нахлынувших чувствах он , то ли из-за страха, то ли по к акой-то другой причине, не собирается . Но, вот незадача, он по случайности забывает портфель с венико м у Нади. С лучайность ли это?

Надя берет портфель и отправляется в Москву, чтобы уже навсегда остаться с человеком, с которым, как она считает, свела ее судьба. И правильно думает.

Отзывы о просмотре этого фильма расходятся кардинально. И это понятно, ведь на вкус и цвет товарищей нет. Например, зритель из Северодвинска на сайте «ОТЗОВИК» пишет: « Уже далеко не первый год к числу новогодних традиций нашей семьи относится просмотр кинокомедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Думаю, что все с этим фильмом знакомы, поэтому сюжет пересказывать нет смысла. Мне кажется, что эта картина представляет собой гораздо большее, нежели просто весёлый новогодний фильм, коих сейчас насчитывается немало. Это отражение целой эпохи советской жизни, точное изображение бытовавших тогда реалий. Несмотря на то, что времена изменились, интерес к картине ничуть не ослабевает. Это подтверждается и съёмкой продолжений к ней, и периодически выходящими в эфир передачами, где встречаются игравшие в фильме актёры, общаются со зрителями и друг с другом. К сожалению, такие встречи уже никогда не пройдут в полном составе, великие актёры со временем покидают нас… Лично меня в фильме привлекает его незатейливость, реалистичность отношений, отсутствие пафоса, наличие приятного юмора. Многие фразы, произносимые актёрами в картине, уже давно стали крылатыми. Заряд позитивных эмоций, добра, оптимизма – вот что даёт просмотр «Иронии». Всем советую».

Но, далеко не все отзывы столь положительны. Жительница Украины оставила на этом же сайте такой отзыв: « Не люблю этот фильм. Посмотрела однажды, ведь все его так хвалят. И больше нет желания смотреть. Скукотища. Бо льшая часть фильма снята в одной комнате. Много посвящено тому, как главный герой в пьяном состоянии объясняет хозяйке квартиры, почему он тут оказался. Актрису на главную роль могли бы подобрать и покрасивее. И вообще она какая-то, простите, «заторможенная». Мне помнится только то, что фильм очень длинный и размусоленный. Есть, конечно, там какие-то интересные моменты, смешные. Есть песни. Но в целом мне этот фильм не понравился. Не советую вам тратить на него время. Есть старые фильмы очень интересные, а этот как-то подкачал».

Столь комическая история, о которой вполне можно сказать: « И смех и грех» , вопреки не совсем всеобщей признательности и любви, имеет все-таки, как мне кажется, заслуженное внимание кинокритиков: 1976 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» признана по опросу журнала « Советский экран » лучшим фильмом года . 1976 — Андрей Мягков признан лучшим актёром СССР по опросу журнала «Советский экран». 1976 — Алле Пугачёвой был полностью посвящён отборочный выпуск Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня-76» от 25 сентября 1976 года , где она исполнила 4 песни из кинофильма: «На Тихорецкую», «Мне нравится», «По улице моей» и «У зеркала». 1977 — Государственная премия СССР . Награждены: режиссёр Эльдар Рязанов; исполнители главных ролей, Андрей Мягков и Барбара Брыльска ; композитор Микаэл Таривердиев; оператор Владимир Нахабцев; автор сценария Эмиль Брагинский.

Как много таится за, казалось бы, всеми известными чувствами между двумя людьми: страсть, недомолвки, преувеличение, разрушение, мечты, апокалипсис… Никто не может с точностью сказать причину, по которой человек находится рядом с нами : по привычке, любви, из-за выгоды, ради развлечения. Это все сугубо личные намерения каждого, и хорошо было бы, есл и бы за эти намерения мы все отв ечали умом, а не сердцем. Ведь сердце и разум – это два антипода, которые вместе ужиться никак не могут.

В дела любви, как это ни парадоксально, постоянно вмешивается не только мудрый глаз человека, но и непреклонная доля человеческой судьбы. Она, как резонер в произведении, направляет, запутывает, убивает и возрождает человека. Без нее не обходится ни один людской казус, ни одна случайность. И когда мы говорим, ну допустим: «Вот я растяпа забыл дома портфель», даже не догадываемся, что это подшутила над нами именно судьба. Да, порой у нее бывает своеобразное чувство юмора, но вед ь оно того стоит. И именно из этих мелочей, выстроенных шутницей, складывается вся жизнь в целом.

Человеческие отношения, как и сама судьба, не терпят оправданий. Они пренебрегают враньем и не любят, когда их вынуждают лебезить. Для любви важно, чтобы ей верили и были верны ей, иначе она начинает терять интерес к своему оппоненту, и тогда вернуть ее симпатию будет уже практически невозможно.

Для любви нет ни сроков ее длительности, ни момента, когда она должна разгореться. Ученые из Университета Сиракузы в Нью-Йорке подсчитали, сколько времени надо человеку, чтобы влюбиться: «Чтобы влюбиться, человеку нужно всего лишь пятую долю секунды. При этом действие любви исследователи сравнивают с действием кокаина». Я думаю, что это ни странно, почему такая возвышенная способность человека приравнивается к действию наркотиков. Так как, когда мы встречаем человека, в котором вся наша сущность нуждалась уже давно, наш организм даже и не начинает бороться с новой зависимостью, а поддается ее воздействию и вырабатывает «гормон», который влияет на все функции нашей жизнедеятельности и помогает им существовать .

«Судьба ведет каждого из нас. И есть мир, где все мы связаны воедино и являемся частью великого неведомого нам плана. Чудо можно встретить повсюду – надо только приглядеться. Приглядеться очень внимательно, ибо время и расстояние не то, чем они кажутся нам».

Татьяна Терещенко, МБОУ»СОШ № 5″, 11 класс, Кемеровская область

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту