Любовь Кузнецова: Гимн слову

6 апреля в гости к домжуровцам зашла Любовь Харитоновна Стоянова-Кузнецова — поэт и журналист. Наша встреча началась неожиданным образом: с разговора об Алексее Михайловиче Исаевеве. 

Любовь Харитоновна: Кто такой Исаев, вы знаете? Никто не знает. А кто такой Королев? Кто знает, кто такой Королев?

Домжуровцы: Великий конструктор, изобретатель первых космических кораблей.

Л. Х.: Совершенно верно. То есть это наша основа, основа нашей космонавтики – Королев. Вот два мощнейших человека было: Королев и Исаев, Алексей Михайлович Исаев. Королев – это основной человек, Исаев – это двигатели, ракетные двигатели. И КБ Исаева располагается там же, где и КБ Королева. Вот Исаев. Можете себе представить: какое-то испытание на стенде, и вдруг стенд загорается.. Исаев тут же мчится туда. Он рабочего-испытателя со стенда выносит на своих руках, на своих плечах.

Вот вы можете себе сейчас представить, чтобы рабочий пришел к какому-то боссу и сказал: «Иван Иванович, дай несколько сотен до получки»? А к нему приходили. Любой человек из КБ мог к нему приходить.

Он всегда знал, чем дышит будущая наука. Вот к нему пришли по распределению из МАИ или из МФТИ им.Баумана. К нему приходили по 2-3 человека в КБ. Попасть в исаевское КБ — это было великое счастье. У каждого был свой стенд, они работали над чертежами, и Алексей Михайлович утром, рано-рано утром еще задолго до открытия, до начала рабочего дня, смотрел на каждый стенд, смотрел, чем занят этот, этот, этот новый, новый, пришедший человек, какие у него мысли. Он знал мозг каждого своего нового конструктора.

В КБ могли задерживаться до 3-4 утра, и это было не ради денег. Это было потому, что работал мозг. Ради денег так работать не будешь.

Для чего я вам это говорю… Это к тому, что журналист — это профессия очень серьезная. И вы обязательно столкнетесь с тем, что вам будет нужна или правда, или деньги. И поверьте мне, настоящий журналист за деньги работать не будет. Точно так же, как настоящий ученый, вообще крупный настоящий человек. И вот эта пресса желтая сегодняшняя, которая работает ради денег, которая совершенно разлагает сегодняшнюю молодую поросль, то есть вас, это дурно.

И вот была передача «Дата». Я позвонила туда в сентябре, а 24 октября у Алексея Михайловича день рождения, и у Аркадия Райкина в этот же день. Сказала, что у меня есть материал, и можно сделать хорошую передачу об А.М.Исаеве. А редакторы, им всем было лет по 30, первым делом спросили меня: «А кто это такой?» А прошло ведь совсем немного с восьмидесятых годов.. кто это такой? Я говорю, ну вы возьмите, откройте энциклопедию, почитайте, я вам перезвоню через день. Я перезвонила: «вы знаете, да, да, обязательно нужно сделать!» Значит, через 2 недели должна быть передача, все готово, звонят мне и говорят: «Любовь Харитоновна, извините ради бога, но вот мы решили, что для широкого круга телезрителей лучше будет, если мы сделаем передачу об Аркадии Райкине».

Ну вот понимаете, может быть это и лучше для широкого круга читателей и телезрителей, но дело в том, что то, что сегодня экран заполонили актеры и так называемые звезды — это не значит, что это будет вечно. Потому что людям совершенно неинтересно, что говорят актеры. Это вбивается в голову. Древние римляне говорили: «Повторенное дважды уже нравится». Да, прекрасно: звезды, звезды. То есть мозг молодого человека опрощается. Но это время пройдет. Время серых мозгов пройдет. И опять потребуются великолепные знания. А для того, чтобы они потребовались, нужно владеть словом

И вот, собственно говоря, то, что я хочу вам сегодня сказать — это гимн слову. Любите ли вы слово? Потому что язык, слово — это то великое богатство, что сохраняет народ. Вы обратите внимание на то, насколько скудным становится сегодня журналистское слово. Журналист перестал заглядывать в справочники или сборники с пословицами и поговорками. Журналист перестал заглядывать даже в те справочники, в которые ему необходимо заглядывать, справочники радиожурналистов, тележурналистов. Речь абсолютно безграмотна, неинтересна, речь не сочная…

Безусловно, на встрече не обошлось и без поэзии. Любовь Харитоновна зачитала нам несколько стихов Валентина Курбатова, три разных перевода стихотворения французского поэта Аполлинера «Мост Мирабо», отрывки из собственных поэтических произведений. Однако, как оказалось, главные слова были еще впереди:

Л.Х.: Журналист всегда должен думать о том, что сделает слово. Потому что слово— это очень, очень мощное орудие. Вы понимаете, что может это слово? Вот это слово может поднять человека, возвысить человека.

Вот я вам прочитала стихотворения, и вы видели, какие сочные эпитеты. Вот вы должны помнить, это очень важно для журналиста, как от правильного употребления слова зависит тот или иной факт. Очень важно, как тот или иной факт журналист истолкует, а для этого нужен огромный запас слов. Вот пока вы сейчас учитесь – запасайтесь словами. Возьмите себе за правило, чтобы у каждого были все эти словари, сборники пословиц и поговорок, учебники по лингвистике. Вот если вы в них окунетесь, вы в слово влюбитесь. Просто влюбитесь. Потому что не влюбиться в слово нельзя. Из многих журналистов выходят писатели, очень серьезные писатели. И вообще для пишущего человека владение словом, настоящее владение словом — это наслаждение. Это не нужно ничего. Человек обо всем забывает, когда он ищет одно-единственное слово для выражения той или иной мысли. Я вот здесь сделала подборку: что можно словом? Словом можно разбудить, утопить, очернить, убить, подмять, искалечить. Но словом можно прославить, поднять, возвысить, обласкать, обогреть, облагородить, напутствовать и так далее.

Вот удивительная, между прочим, практика. Вот для себя возьмите словарь и посмотрите, что можно сделать словом. Наверху напишите: что можно словом. Напишите с одной стороны +, а с другой -. И когда вы глубоко вдумаетесь вот в эти слова, то вы поймете, что у вас будет выбор, как вы будете вести себя в журналистике. Потому что то, как вы будете вести себя в журналистике, как раз и зависеть от одной или от второй колонки, от выбора слова.

Вот в прошлом году, по-моему, у Киры Прошутинской была передаче, и на ней был задан вопрос: а если вам очень нужно чего-то добиться, то вы переступите? Через что? Переступите через родителей, через коллегу по работе, через это переступите, через то. Зал разделился: люди моего поколения и моложе лет на 15 — 20 сказали: «Нет», и много молодежи сказало: «Нет». Но много молодежи сказало «Да». «Да, я переступлю, если мне нужно устроиться на хорошее место, если мне нужно это, если мне нужно то». Поверьте моему опыту, переступив, вы все равно что-то потеряете. И очень много потеряете. Оно придет не сразу. Вы будете радоваться. Вот вы переступили то, вы переступили это. Вы будете радоваться, и все будет хорошо. Но потом обязательно в жизни возникнет момент, когда за это за то, что вы переступили, оно обязательно к вам вернется, и вы очень много потеряете. Вот женщина. Она сейчас отдает себя всю профессии. Иногда в ущерб семье. Не рождается ребенок … Обязательно это возвращается. Я это говорю еще и потому, что здесь много девочек. Но каждый раз перед вами все равно будут эти две колонки – левая и правая — и все равно вы каждый раз будете выбирать. Вы будете сопротивляться внутренне, но вам все равно придется выбирать это слово. Потому что от силы слова, от магии слова зависит ваша судьба. Зависит не только ваша судьба как журналиста, но и как человека. Как ни странно, от слова. Потому что слово обязательно заставит вас сделать выбор в жизни. 

Ксения ТОЛМАЧЕВА

11

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту