Любовь в русской литературе второй половины ХIХ века

Сочинение ученицы с отделения «Практическая журналистика и подготовка к ДВИ» Ксении Бондаренко.

Любовь – это глубокое философское понятие, воспринимаемое каждым человеком по-разному. Любовь – чистое, возвышенное, священное чувство, переворачивающее сознание людей, их ощущения, взгляды на жизнь и убеждения. Именно по этой причине русские писатели XIX-XX веков старались отчетливо отобразить влияние любви на людей.

Образы героев, которые познали это чувство изображены в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».  Для Евгения Базарова любовь стала настоящим испытанием, которое внесло свою лепту в развитие его характера и изменило мировоззренческие идеи.

Нигилист, яро отрицавший то, что являлось основой в сознании каждого, кто жил в то время, Базаров называет любовь «дурью». Для Евгения она была лишь недугом, который очень осложнял жизнь. Он считал любовь примитивным чувством, от которого можно было легко избавиться. Однако, встретив Анну Одинцову, молодому нигилисту пришлось, самому того не осознавая, пересмотреть свои убеждения не только о любви, но и обо всех остальных жизненных аспектах. Базаров в прямом смысле ощутил на себе душевный переворот: то, что казалось ему глупым и ничтожным настигло его в самый неожиданный момент.

 Сам Тургенев, как было упомянуто ранее, представил любовь Базарова и Одинцовой как своего рода испытание. Справились ли с ним герои? Кто-то да, а кто-то нет. Анна Одинцова, являвшаяся статной дамой и состоятельным человеком, была всецело охвачена чувством влюбленности в Базарова. Но, к сожалению, героиня не была готова к серьезным отношениям и не смогла отказаться от самой себя во имя любимого человека. Именно Одинцова не справилась с испытанием Тургенева. Чего нельзя сказать о Евгении Васильевиче. Базаров всецело пропустил через себя любовь, даже будучи нигилистом, и это дало свои плоды: его характер стал мягче, укладистей, нежели в начале романа. Он прекратил вести холодную войну с главным представителем аристократии в романе – Павлом Петровичем, стал понимать и принимать те вещи, которые раньше считал глупыми и бессмысленными.

Именно любовь Базарова к Одинцовой помогла ему справиться с испытанием И. С. Тургенева. Любовная тема в произведении Ивана Сергеевича «Отцы и дети» очень своеобразна и важна. Именно она является переломным моментом в душах всех героев. Все они влюбляются, переживают это чувство, которое в дальнейшем определяет их судьбу: быть несчастным и страдать всю жизнь или стать счастливым.

Затрагивая тему любви в произведениях русской литературы второй половины XIX века, невозможно не упомянуть произведение Константина Островского «Гроза». В этой пьесе можно найти ответ на вопрос: «Всегда ли любовь делает нас счастливыми?». В данной пьесе параллельно развивается несколько любовных линий: Катерина и Тихон, Варвара и Кудряш, Катерина и Борис Григорьевич. Автор не стремится возвысить любовь и показать её со светлой стороны, скорее наоборот. Он демонстрирует, с каким размахом это пленительное чувство может погубить человека. 

Теперь рассмотрим основную любовную линию этой пьесы: Катерина и Борис Григорьевич. Мимолётная взаимная влюблённость, переходит к тяге и привязанности. Оба героя постоянно думают друг о друге, мечтают стать ближе, и при этом отчаянно этого бояться. Кто же кого здесь погубил? Борис Григорьевич, который сделал настойчивый первый шаг? Или Катерина, которая под воздействием обрушившихся чувств, не смогла хранить тайну и рассказала обо всём семье? Любовь – это всегда про двоих, и чтобы ни происходило, при любой развязке, будут виноваты оба. Здесь Островский показывает нам природу вспыхнувших чувств и возвращает к тому, что «запретный плод всегда сладок». Это выбор каждого – идти на поводу у захватывающих эмоций или отказаться от них. Редко у кого получается благополучно выйти из игры. Обычно люди поддаются чувствам и глубинной привязанности, последствия которых могут быть самыми разными.

Основная трагедия в этом произведении заключается в том, что люди, которые любят друг друга не могут быть вместе. Это мучает и волнует их. За считанные часы счастья и бешеного сердцебиения приходится расплачиваться болью и муками совести. И отсюда вытекает вторая трагедия: чем выше любовь, тем глупее поступки. Случайно ли то, что Катерина утонула в Волге? Если задуматься, в этом есть некий символизм – сначала её затянул омут любви, а затем и река, уже без возможности выплыть или что-либо изменить. Для неё выбор между смертью и жизнью в грехе, с нелюбимым человеком, пал не в пользу последнего. А что же Борис Григорьевич? Неужели он не мог ничего сделать? Разве они не могли сбежать, как Варвара и Кудряш, если чувства сильны? Любовь ведь всегда граничит с безрассудством и смелостью. И кто в этом случае любил сильнее: тот, кто не пожалел даже собственной жизни, или тот, кто не нашёл смелости пойти наперекор обстоятельствам и чужому мнению? 

Ответ на поставленный вопрос невольно напрашивается, если учесть все вышеупомянутые рассуждения. Нет, очевидно любовь не всегда делает нас счастливыми, по крайней мере на продолжительный период времени. Любовь ведёт нас, вдохновляет, учит, помогает раскрыться и делает жизнь интереснее. И в то же время, любовь – это не всегда про радость, веселье и гармонию. Она может разрушить жизнь, погубить, и закрутить человека в водоворот ужасных мыслей и чувств. Есть та сторона любви, которая граничит с грехом, забирает жизненные силы и заставляет страдать. Но стоит задуматься, если вы цените человека только, когда его нет, и не можете решиться ради него на смелый, отчаянный шаг – любовь ли это? Может, проблема в том и заключается, что любви нет в таких случаях? А, может, она в том, что мы влюбляемся не в тех. Или недостаточно любим человека и признаем свои чувства, когда становится поздно что-либо менять.

118

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту