Масс-медиа: взгляд из настоящего в будущее.

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Новые медиа и мир».

Участник – Анастасия Федосова.

Масс-медиа: взгляд из настоящего в будущее.

«Какими вы видите СМИ и журналистику будущего?» — традиционная тема соцопросов, интервью и телешоу. Казалось бы простой вопрос, правда? Возможно, если бы не одно «но». С развитием технологий и появлением Интернета он приобрел масштабы того самого слона, раздутого из мухи.

Тема медиа будущего изъезжена вдоль и поперек. Ни для кого не секрет, что современные электронные СМИ вытесняют альтернативные печатные ресурсы. Многие люди предпочитают интернет порталы газетам. И это легко объяснимо. Что выберете вы: открывающийся за пару секунд сайт, который не требует с вас денег, или отнимающий драгоценное время поход в журнальный киоск? А если вспомнить, что каждый подобный шоппинг-тур превращается в своеобразную лотерею: бабушка-«божий одуванчик» на кассе или золотозубая «а-ля Цербер» продавщица, которая готова легко испортить вам настроение на весь остаток дня?

Многие делают выбор в пользу непривередливых Интернет-портало в. Кто-то в силу занятости, кто-то в силу молодости: представители нового, так называемого, «технопоколения» даже живое общение предпочитают перепискам в соцсетях.

Растущий интерес к электронным источникам информации не проходит бесследно для печатных СМИ. Самым очевидным последствием является быстрое падение тиражей бумажных изданий, которые сокращаются примерно на 7% каждый год. Зато количество подписчиков и посетителей интернет порталов тех же газет и журналов возрастает в арифметической прогрессии.

Общество будто разделилось на два лагеря: одни скандируют популярный лозунг «За технологиями будущее!», другие демонстративно помахивают свежими номерами газет. Впрочем, консерватизм в этом вопросе давно уподобился «Титанику», который медленно, но верно разбивается о ледяную глыбу статистики. Печатные издания переходят в разряд «покупок для души», уступая электронным источникам в потенциальной скорости обработки информационного потока: качественные издания, как правило, еженедельны, если не ежемесячны, а прочесть новость в Интернете можно уже спустя пару часов.

Существенным недостатком печатных СМИ с точки зрения прогрессивных «потребителей информации» является еще и отсутствие разнообразия медиа материала, будь то видео, аудио или анимация. Максимум того, что способны предложить читателям газеты и журналы, — статичная картинка, в лучшем случае цветная. И уж тут-то Интернету и телевидению есть где размахнуться: сайты и каналы пестрят различными роликами, видеонарезками с чистым, оцифрованным звуком.

С другой стороны, с улучшением качества и разнообразия мультимедиа существенно ухудшается качество самой информации. Причем и в плане полезности, и в плане преподнесения. Интернет и телевидение изобилуют информационным мусором: если раньше публика лишь потребляла информацию, то теперь она её активно производит. При этом доморощенных философов, юмористов, литераторов и журналистов не заботят нормы стиля, грамотности, композиционной структуры. В этом отношении старые добрые газеты и журналы гораздо более надежны, по крайней мере, определенные авторитетные качественные издания, отбором и оформлением информации в которых занимаются исключительно профессионалы. Например, журнал «Журналист» или «Российская газета».

Есть и общая черта, объединяющая электронные и печатные СМИ. Ресурсы каждого информационного источника — результат работы множества людей, журналистов, которые вкладывают душевные силы в работу над материалами. Представьте, во что превратятся СМИ без них? А если я скажу, что зарубежом некоторые редакции активно используют роботов-репортер ов? Плоды последних технических разработок, конечно, не могут пока брать интервью и раскрывать проблемные социальные вопросы, но простые новостные текстовки для информагентств они уже пишут.

На фоне всех этих преобразований меняется сама суть роли журналиста в мире информации. У него появляется невероятно много конкурентов: тысячи непрофессионалов в просторах Интернета, да еще и искусственный интеллект в святая-святых — редакции.

Медиа будущего — высокие технологии, от этого никуда не деться. Но и печатные СМИ еще нескоро изживут себя (если только вырубка лесов и вред, наносимый экологии целлюлозными фабриками, не достигнут критической точки). Будущее всегда за выбором людей, что касается журналистики — потребителей информации. В каком виде ее потреблять — зависит от индивидуальных предпочтений, а как говорится, «на вкус и цвет…». Именно поэтому будущее СМИ за многообразием форм и способов подачи информации. И это еще одно доказательство того, что журналистская профессия не изживает себя с развитием технологий: ни один робот не способен на образность и альтернативность мышления, в чем и заключается истинное мастерство журналиста.

Анастасия Федосова

11 класс, МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбурга

4

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту