«Матильда» должна называться «Матильдой»

ИСХОДНЫЙ

«Матильда» должна называться «Матильдой».

Премьера исторической мелодрамы Алексея Учителя состоялась 23 октября 2017 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Балерина Матильда Кшесинская, разбившая сердце не одному обожателю, притягивает внимание императора Николая II. Перед последним русским императором встаёт выбор: семейное счастье с Малей или исполнение государственного долга и воли матери: брак с доброй, милой, но нелюбимой Александрой Фёдоровной.

К премьере в Мариинском «Матильда» была готова: с ноября 2016 вокруг неё разгорались всевозможные скандалы – самые переживающие с Поклонской во главе нервничали: фильм оскорбит чувства верующих и память святого Николая (стоит отметить, что святым Николая II сделала мученическая смерть, а не заслуги перед Отечеством и православием). Активная деятельность переживающих заставила Кремль говорить о картине Учителя ещё до её выхода и привела к её чрезвычайной популярности. Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента, выразил здравую мысль: «Стоит дождаться выхода картины и уже затем высказывать своё мнение».

И действительно, после просмотра картины стало ясно: вопреки сложившемуся мнению, фильм никак не оскорбляет «святого», а, искажая исторические факты, скорее, преувеличивает его достоинства. Сам Алексей Учитель подчеркнул: «…ничего неуважительного в отношении Николая II в фильме нет. Фильм называется «Матильда», но я снимал фильм больше не о балерине, а о наследнике русского престола. Есть общепринятое мнение, что он был слаб и безволен, и поэтому, мол, произошли революции и все прочие беды. Я так не считаю, это я хотел отразить в фильме». Получается, обвинения и действия Поклонской с переживающими были не оправданы, но послужили неплохой бесплатной рекламой для фильма.

Ларс Айдингер, сыгравший Николая II, по-другому смотрит на его образ: «Я очень-очень рад и абсолютно удовлетворён результатом нашей работы… Я думаю, мы создали великое произведение искусства…для этих людей Николай II – святой, и это для меня входит в противоречие, потому что, когда я играю кого-то, я не играю святого. Я играю личность Николая, его конфликт. Когда вы кого-то объявляете святым, вы создаёте дистанцию между зрителями и героем» (в интервью для РИА новости). То есть его целью было донести зрителю Николая – обычного человека, со своей внутренней борьбой, ошибками и переживаниями.

Режиссёр Юрий Грымов посчитал картину провальной, не увидев в ней ни идеи, ни профессионализма: «Какая идея легла в основу фильма? Я не увидел в фильме не единой цели, ни поступка, ничего, чем я мог бы гордиться как гражданин…я увидел похотливого человека, патологического потаскуна, который тащит к себе в спальню балерину, едва только та на сцене случайно оголила грудь…Николай приезжает на Ходынку, — искажение исторической справедливости, — где произошли страшные события, и молится, стоя среди мёртвых тел. А в следующем кадре – праздничный фейерверк… Концовка вообще сражает наповал. Надпись на экране: «Они жили счастливо 24 года». Это про Николая и Александру. Прозрачное «…и умерли в один день» спрятано от зрительских глаз, но мгновенно возникает в голове у каждого первого» (На своей странице в Facebook).

Таким образом, идея режиссёра – изобразить как раз «святого» Николая, сильного императора, который ни в чём не виновен и которому просто не повезло, цель самого актёра – донести до зрителя обычного человека, вызвать к нему сочувствие, понимание. К сожалению, по моему мнению, ни то, ни другое не удалось. Зрители (что-то знающие из русской истории) прекрасно осознают: никогда Николай сразу после трагедии не опускался на колени перед тысячами убитых, которых на самом деле никто не собирался хоронить за императорский счёт, как осознают и ответственность императора перед трагическими последствиями, настигшими Россию. Учитель может исказить исторические факты, но изменить историю ему не под силу. Цель, которую поставил перед собой Ларс Айдингер, вполне справедлива: император, возможно, действительно был хорошим человеком, добропорядочным семьянином, и, если бы мы поставили себя на его место, смогли бы оправдать. Но проблема в том, что европейцу Ларсу не понятно, кем всегда являлся русский государь для простого народа – отцом, с сакральной властью, святым, поэтому и ответственность на нём за всё происходящее лежит немаленькая – он никогда не станет для русского человека «простым», а значит, не сможет быть оправдан человеческой слабостью и какими-либо обстоятельствами. В общем, лично мне не хватило достоверности и чего-то исконно русского (поменьше бы фэнтези и немецких причуд Александры Фёдоровны). А, возможно, стоило бы оправдать переживания Поклонской и показать правду.

Но для меня фильм спасла Михалина Ольшанская, сыгравшая роль Матильды. Способность Кшесинской околдовывать взглядом, движениями, голосом и словами актриса действительно сыграла, а не «изобразила», как считает Юрий Грымов. И в этой женщине я увидела не «шлюху» (опять же, по мнению, Грымова), а сильную, гордую, очаровательную балерину – чародейку, которая, конечно, не способна повлиять на ход истории, но способна любить и творить. Название фильма, вопреки мнению самого режиссёра, полностью соответствует его содержанию: (не знаю, зависит ли это от актёрского таланта Михалины или действительной харизмы, силы Кшесинской) образ балерины по энергетике, подаче закрывает образ великого императора, Матильда перетягивает внимание со «святого» и этим спасает картину.

КОММЕНТАРИИ

увы, но пока незачет( это не рецензия, а запись в личном блоге. Я много раз говорил, что фразы типа «я считаю», «для меня», «я увидела» недопустимы в профессиональном тексте. Вы читали файл Запрещенные фразы на сайте школы в разделе Разбор полетов?

Заголовок должен содержать новость и глагол — что значит ваш заголовок?

Вводки в тексте фактически нет.

Текст написан тяжелым языком — зачем вы пишете такие длинные фразы? В них не ясно что к чему относится, есть грамматические ошибки, много канцелярита. Пишите короткими фразами и простым языком.

Кто такая Поклонская? Она возникает ниоткуда. Даже перед именем Путина пишут «президент России».

Главная проблема — здесь неправильно написана концовка текста. Для этого нужно ответить на вопрос — какова главная мысль текста. Что читатель должен узнать из вашего текста?

5

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту