Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Методика выработки четкой дикции

КАК ВЫРАБОТАТЬ ЧЕТКУЮ ДИКЦИЮ? 

Наверное, не найдется журналиста, который оспорит, что в его профессии важна хорошая дикция. Работникам радио и телевидения без нее не обойтись, ведь речь для них — главный инструмент работы.

Пишущим журналистам приходится не меньше «молоть языком»: наша профессия — постоянно задавать вопросы, общаться. А сколько подчас энергии нужно, чтобы доказать редактору, что твоя тема обязана быть на полосе или в эфире.

Приведенный здесь текст рассказывает, как сделать свою речь четкой, красивой и понятной.

«Слово — за нами!» МЕТОДИКА ВЫРАБОТКИ ЧЕТКОЙ ДИКЦИИ 

Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание.

Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох — выдох — пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

Дыхание — основа, база речеобразования

Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) — в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие.

Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным. Его характеристики:

  1. Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.
  2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен.Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке.
  3. Распределение выдоха — умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки — порции.Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного: вдох — пауза — выдох. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, и следовательно, каждое слово — полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать сознательно. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции;
  4. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы «речевого пояса» — диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки — межреберные мышцы.

Работать над техникой речи надо с полной свободой всех мышц, участвующих в речевом процессе, так как любые «зажимы» будут отрицательно сказываться на голосо-произносительном аппарате.

Специальный комплекс дыхательной гимнастики 

Упражнения носят игровой характер. Они должны отработать:

  1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли лёгких;
  2. Равномерный, активный выдох;
  3. Организованный выдох, «фокусировку» его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.

Образование голоса 

В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний.

Хорошо поставленный голос лектора дает возможность передать слушателем в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

Схема произносительного аппарата человека 
Произносительный аппарат 

  • — альвеолы (бугорки у корней верхних зубов);
  • 2, 3 — передняя и задняя части твёрдого нёба;
  • — мягкое нёбо;
  • — язычок (увула);
  • — кончик языка (лат. apex );
  • 7, 8, 9 — передняя, средняя, задняя части спинки языка (спинка — лат. dorsum );
  • 10 — корень языка;
  • 11 — надгортанник;
  • 12 — полость гортани;
  • 13 — голосовые связки.

Образование голоса происходит в гортани. Главной частью гортани являются голосовые связки — тонкие эластичные мышцы. Выходящий из легких воздух размыкает связки, давит на них, колеблет, проникает сквозь щель, образуемую вибрирующими связками. Так образуется голос. Возникающие в резонаторах (полостях) колебания содействуют появлению дополнительных звуков (обертонов), которые усиливают основной звук и придают ему особую окраску — тембр. К верхним резонаторам относятся носоглотка, рот, нос. Умелым направлением верхними резонаторами определяют качества голоса, которые необходимо развивать учителю: звонкость (металличность), собранность, свобода, полетность, устойчивость, подвижность, широта диапазона, выносливость, адаптивность, суггестивность.

Звонкость (металличность) — это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. Звук должен отражаться в передней части ротовой полости, у твердого неба и зубов. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь, он формируется у заднего мягкого нёба.

Собранность звука — это концентрация звука у зуб, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания. 
Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. В ротовой полости необходимо свободное размыкание, достаточный раствор рта.

Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т.е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность — это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным. Здесь важен и волевой момент — стремление как можно дальше направить звук.

Устойчивость голоса — это его способность звучать ровно, не колебаться, не качаться.

Подвижность — свойство голоса точно передавать мысли и чувства, менять силу звука, высоту и тембр.

Диапазон — высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, в редких случаях — две октавы. Но в быту человек говорит на трех — четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями.

Выносливость — высокая работоспособность, стойкость голоса. Работоспособность голоса обеспечивается мерами по гигиене голоса.

Адаптивность — способность голоса приспособиться к акустическим условиям (изменение динамики, тембра и мелодики).

Суггестивность — способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.

Как выработать для себя необходимые голосовые качества? 

1 этап работы над голосом — освобождение дыхательных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса.

2 этап — поиски естественного свободного природного голоса, такого звучания, которое является для каждого из нас максимально ограниченным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

Предварительные условия речевых упражнений: нельзя держать голову опущенной или поднятой вверх, подбородок должен составлять прямой угол с шеей, недопустимы мускульные зажимы.

Упражнения на расслабление мышц 

  1. Встаньте прямо, вытяните руки перед собой, соберите пальцы в кулак, напрягите пальцы, а также предплечья и плечи (у вас сильные, крепкие руки, ваши мышцы сильно напряжены). Через 3-4 секунды расслабьтесь: руки свободно падают, совершая маятникообразные движения.
  2. Сядьте на стул: напрягите ноги и пальцы ног, сильно упираясь ими в пол или стенку. Через 3-4 секунды расслабьтесь.
  3. Поднимите вверх брови, напрягите их (выражение крайнего удивления), потом расслабьтесь, опустите брови.
  4. Крепко зажмурьтесь. Затем через 3-4 секунды расслабьтесь, веки могут быть прикрыты.
  5. Крепко сожмите челюсти и губы, через 3-4 секунды расслабьте их.
  6. Наклоните голову вперед — назад, вправо — влево: круговые движения головой вправо — влево. Все движения выполняются при максимально расслабленной шее, спокойно, медленно.

Вибрационный массаж 

Человек пользуется двумя резонаторными системами: верхней, в которую входит черепная коробка, полости носа и рта, и нижней — грудная полость.

Для «включения» в работу резонаторов используется вибрационный массаж (самомассаж).

Делается энергичным постукиванием кончиками пальцев по телу и лицу. Тем самым активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную и другие системы организма, улучшая тонус мышц и всего тела.

Во время проведения такого массажа включается верхняя резонаторная система, которая передает голосу полетность, и нижняя резонаторская система, дающая тембральную окраску голоса.

Техника вибрационного массажа: 

  • по лбу с произнесением звука [ м ] (мычание);
  • по крыльям носа с произнесением звука [ м ];
  • по верхней губе с произнесением звука [ в ];
  • по нижней губе с произнесением звука [ з ];
  • по верхней части груди с произнесением звука [ ж ];
  • по нижним боковым частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука [ м ];
  • по спине справа и слева, сзади в области поясницы и по направлению к лопаткам с произнесением звука [ м ].

УПРАЖНЕНИЯ: 

№ 1. «Стон» 

Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.

Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [ м ] тихо стоните.

Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).

Затем произносим звукосочетания: 


ма — мо — му — мэ — ми — мы 

мам — мом — мум — мэм -мим — мым ]…

Долго и протяжно тяните звук [[ м ], после чего слитно как одно слово, произнесите на «стоне» фразу: «мам, меду нам» . При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам .

А теперь произнесите во время «стона» слоги с другими сонорными:

ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм 

ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм ]

№ 2. «Гудок» 

Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу …. «Гудок» не громкий, без напряжения, губы в положении «хоботка». А теперь к гласному [ у ] прибавьте гласный [ о ]: ууоууоууоуоууо … 
А теперь с гласным [ а ]: ууаууаууаууа … 
Затем с гласным [ э ]: ууэууэууэууэууэ … 
Потом с [ и ]: ууиууиууиууиууи … 
И, наконец, с [ ы ]: ууыууыууыууыууы 

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [ о, а, э, и, ы ]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [ у ] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).

А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы .

Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится «на губах».

№ 3. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков. 

1.Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса. 
2.бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя. 
3.утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду. 
4.был — бил, выл — вил, мыл — Нил, тыл — тина, рысь — рис, пылать — пилить. 
5.бы — бэ, вы — вэ, гы — ге, лы — лэ, мы — мэ, ны — нэ, пы — пэ, ры — рэ, ты — тэ, сы — сэ. 

№ 4. Произнесите следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса: 

1.Пословица не мимо молвится. 
Написано пером, не вырубишь топором. 
2.Дружба дружбой, а служба службой. 
Крепкую дружбу и топором не разрубишь 
3.Терпенье и труд все перетрут. 

№ 5. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это сперва только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко. 

1.Ба — бо — бу — бэ — би — бы 
ва — во — ву — вэ — ви — вы 
да — до — ду — дэ — ди — ды 
2.Па — по — пу — пэ — пи — пы 
фа — фо — фу — фэ — фи — фы 
та — то — ту — тэ — ти — ты 
3.Га — го — гу — гэ — ги — гы 
ка — ко — ку — кэ — ки — кы 
ха — хо — ху — хэ — хи — хы 

№ 6. Поиграйте с мячиком и слогами. Произнесите: 

1.Ппа — ппо — ппу — ппэ — ппи — ппы 
2.Бба — ббо — ббу — бби — ббы 
3.Пабба — поббо — пуббу — пэббэ — пибби — пыббы 

№ 7. Произнесите на одном выдохе звукосочетания с сонорными согласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец громко (но не кричать). 

1.лра — лро — лру — лрэ — лри — лры 
2.рла — рло — рлу — рлэ — рли — рлы 

№ 8. Произнесите правильно и отчетливо следующие сочетания согласных: 

1.Птка — птко — птку — пткэ — птки — пткы 
2.Тпка — тпко — тпку — тпкэ — тпки — тпкы 
3.Кпта — кпто — кпту — кптэ — кпти — кпты 

№ 9. «Барбанщик» 
Вспомните, как барабанщик отбивает походный марш. Произнесите следующие строчки в такт барабану:

Пара барабанов — 3 раза 
Била бурю! 
Пара барабанов 
— 3 раза 
Била бой! 
(И. Сельвинский.)

Следите за добором дыхания.

Помните, что сила звука зависит от активности дыхания, а не от физического напряжения гортани, вызывающего перенапряжение голосовых связок.

№ 10. Произнесите скороговорки и чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, четко артикулируя. 

1.Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок. 
У быка бела губа была тупа. 
2.В Чите течет Читинка. 
3.Кукушка кукушонку сшила капюшон. 
Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон. 
4.От топора копыт пыль по полю летит. 
5.Повар Петр, повар Павел Петр плавал, Павел плавал. 
6.Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. 
7.Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. 
8.Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец. 
9.Добыл боболь бобов. 
10.Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. 
11.В один, Клим, клин колоти. 
12.Купи кипу пик. 
13.Купи кипу пуха. 
14.Стоит копна с подприкопеночком. 
15.В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. 
16.Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь. 
17.Хвалю Халву. 
18.Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке. 
19.У нас гость унес трость. 
20.Дробью по перепелам, да по тетеревам. 
21.Клара — краля кралась к Ларе. 
22.На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 
23.На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова. 
24.Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. 
25.Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом. 
26.Талер тарелка стоит. 
27.Идти на рать, так бердыш брать. 
28.Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. 
29.Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. 
30.Город Нерль на Нерли реке. 
31.А мне не до домогания. 
32.На горе Арарат рвала Варвара виноград. 
33.У сени и Сани в сенях сом с усами. 
34.У осы не усы, не усища, а усики. 
35.Осип охрип, Архип осип. 
36.Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. 
37.Сачок зацепился за сучок. 
38.По семеро в сани уселись сами. 
39.Свиристель свиристит свиристелью. 
40.По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел. 
41.Самшит, самшит, как ты крепко сшит. 
42.Около колодца кольцо не найдется. 
43.Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться. 
44.Яшма в замше замшела. 
45.Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке. 
46.Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща. 
47.Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп. 
48.Щипцы да клещи — вот наши вещи. 
49.Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 

№ 11. Произнесите выразительно и ясно, на одном выдохе следующую скороговорку. Если дыхания не хватает, сделайте добор воздуха на «:».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. 

Произнесите скороговорку весело, с юмором, озорно, посмеиваясь над происходящим.

Затем произнесите ее с намерением сообщить нечто страшное, подробно и загадочно раскрывая каждую деталь этого необычайного происшествия.

Теперь произнесите ее в быстром темпе, как будто вы бежите к остановке автобуса, вы добежали… но автобус ушел!

№ 12. «Фома неверный» 
Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова.

Вы как будто ведете диалог с товарищем, который, как «Фома неверный», подвергает сомнению каждое ваше слово. Отстаивайте правоту своих слов спокойно, убежденно. Большую убежденность придает речи понижение тона голоса на ударном слове. Последите за этим в упражнении.

1. Мимозы Мила маме купила. 
(произносит с ровной, спокойной интонацией).

2. Мимозы Мила маме купила? 
(логически, интонацией выделяя первое слово).

1. Мимозы Мила маме купила. 
(отвечая, также интонацией выделяет первое слово).

2. Мимозы Мила маме купила? 

1. Мимозы Мила маме купила. 

2. Мимозы Мила маме купила? 

1. Мимозы Мила маме купила. 

2. Мимозы Мила маме купила? 

1. Мимозы Мила маме купила! 

Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого.

Используйте и другие тексты, в которых много сонорных звуков. Например:

Не мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя. 
Лавр рвал ландыши и давал их Ларе. 

№ 13. Произнесите стихотворные строчки, меняя темп произнесения (начинайте медленно, потом постепенно убыстряя и, наконец, быстро). 

Ландыши наш Лавр рвал. 
Ларе ландыши давал. 
Лара ландыши брала, 
Рада ландышам была. 

№ 14. Поставьте несложные игровые задачи к следующим скороговоркам и произнесите их вслух: 

1.Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. 
2.33 корабля лавировали — лавировали да не вылавировали. 
3.Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. 
4.Рапотовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать — зарапортовался. 
5.Сшит колпак не по-колпаковски, вышит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. 

№ 15. Произнесите, соблюдая правильное дыхание: 

Во дни сомнений, 
Во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, 
Ты один мне поддержка и опора, 
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! 
Не будь тебя — 
Как не впасть в отчаяние при виде всего, 
Что совершается дома? 
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! 

( И. С. Тургенев )

№ 16. Прочитайте и осмыслите гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым. Задания: 

1. Для развития устойчивости голоса, начинайте читать первую строку гекзаметра монотонно на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку также монотонно и на средней ноте, потом третью и т.д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте.

2. Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку выше по тону до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно.

3. Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую громче, третью еще громче и т.д., но не кричите. Потом обратно до шепота.

4. Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую быстрее, третью еще быстрее… Потом обратно.

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении, 
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом 
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку. 
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны. 
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье 
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи. 
Так как при выдохе движется только одна диафрагма. 

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: 
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время 
Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. 
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. 

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: 
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; 
Рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен; 
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком — 
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность. 

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и громкость, 
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: 
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, 
Выдох вести экономно — с расчетом на целую строчку. 
Собранность, звонкость, 
Полетность, устойчивость, медленность, плавность — 
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

3

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту