Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Мы ждём абсолютно всех, кто хочет найти себя» – представитель приёмной комиссии РАНХиГС

20 июня ИОН РАНХиГС начал приём документов на поступление на программы бакалавриата. Ведущий эксперт приёмной комиссии ИОН РАНХиГС Дарья Нечаева рассказала об особенностях обучения на Медиажурналистике, о процессе поступления и поделилась советами, как подготовиться к ДВИ и успешно его пройти.

РАНХиГС

– Расскажите, когда в вашем вузе появилось направление «Медиажурналистика»?

– Программа реализуется у нас довольно давно – с 2013 года. Изначально она задумывалась как камерное образование, потому что в целом институт общественных наук – это самое крупное подразделение президентской академии московского кампуса, которое реализуют довольно-таки элитарные программы. Например, у нас у первых в Москве и у вторых в России были открыты программы формата Liberal Arts. Сейчас этот формат трансформирован в широкий бакалавриат, он продолжает действовать. Программа «Медиажурналистика» входит в этот формат широкого бакалавриата.

– В чём особенность такого формата?

– Мы прекрасно понимаем, что даже самый уверенный в своих желаниях абитуриент, который точно говорит, что хочет быть журналистом, сталкиваясь напрямую с профессией, погружаясь в обучение, иногда может понять, что его интересует какая-то смежная область. В этом смысле формат широкого бакалавриата, формат отложенного выбора, даёт возможность ещё раз по итогам первого года задуматься о том, кем ты хочешь быть и не допустить карьерных ошибок.

– Чем отличается ваша программа медиажуналистики от других, которые есть в ИГСУ, среди них деловая, политическая, спортивная?

– ИГСУ – это другое подразделение. В ИОНе одна программа по направлению журналистики. Если мы говорим с точки зрения формата, то отличие заключается в том, что это программа широкого бакалавриата, возможность повторного выбора основного профиля из восьми программ по итогам первого курса и возможность выбора дополнительного профиля из 25 программ по итогам второго курса. И там наши студенты могут получить именно специализированные знания в какой-то области, потому что там есть дополнительные профили от международных отношений до конфликтологии, от архитектуры города до современного медиатекста.

Со студентами на протяжении всего времени обучения работают наши преподаватели, которые, кроме того, что занимаются академической деятельностью, еще и работают по специальности. С момента создания программы и по сей день для нас крайне важно, чтобы со студентами взаимодействовали именно практики. С нашими студентами работают и медиаменеджеры, и журналисты, которые здесь и сейчас делают российские медиа. Возглавляет программу Павел Викторович Сухов, который долгое время работал в разных крупных российских СМИ, например, в «Ведомостях». Для нас эта связка очень важна.

– Что включает ваша программа?

– Почему программа называется «Медиажурналистика»? Все дело в том, что за четыре года она готовит именно универсального специалиста в сфере медиа. Мы придерживаемся позиции, что на сегодняшний день медийщик, будь то специалист, который создает письменный текст, будь то специалист, который работает в кадре, должен быть глубоко погружён в профессию, должен понимать ее специфику со всех сторон. Потому что представить линейную профессию в журналистике на сегодняшний день довольно трудно, ты должен уметь делать всё и сразу.

Блок, с которого вообще все начинается, – это блок теоретических и базовых дисциплин, где студенты изучают современную историю журналистики, обязательно изучают журналистскую этику, потому что журналист без этики никуда. Наши студенты за четыре года учатся работать и с медиаформатами, то есть это съемки, монтаж, работа с аудио, с видео. Также они учатся создавать тексты разных жанров. И для нас очень важно, что несмотря на то, что мы начинаем с самых простых жанров, с заметки, мы заканчиваем полноценным расследованием. У нас есть дисциплины, где студенты учатся верифицировать информацию, отличать источники информации.

– Как проходит первый год обучения?

– Так как программа относится к широкому бакалавриату, то первый год у студентов ведется специальная гуманитарная подготовка. Она состоит из дисциплин, которые направлены на развитие soft skills. Мы верим в то, что современный специалист без этих навыков жить не может, работать тоже. Соответственно, дисциплины первого года – это критическое мышление, а также дисциплины, связанные с историей, экономикой, психологией.

Предметы выстроены по принципу междисциплинарности, они между собой связаны. У студентов развивается полноценный гуманитарный бэкграунд, который служит хорошей основой, чтобы на него уже можно нанизывать профессиональные навыки. Это то, что позволяет легче осваивать уже более сложную профильную информацию, потому что студент учится работать с большим объемом текста, учится выстраивать свою письменную, устную риторику, работать с аргументами.

– Изучают ли студенты иностранные языки? Какие?

– В Институте общественных наук самая крупная языковая кафедра академии. У нас их две. Есть языковая кафедра по английскому языку. Студенты с первого курса первого семестра изучают английский шесть часов в неделю на протяжении четырех лет. Независимо от первоначального уровня языковой подготовки мы готовим студентов к международным экзаменам. Для нас это очень важно, потому что на старших курсах на медиажурналистике предусмотрены дисциплины, которые читаются на английском языке, и студенты учатся делать тексты на английском языке. Мы понимаем, что специалисты-международники ценятся на рынке гораздо больше.

Есть вторые иностранные языки: студенты выбирают их в первом семестре уже после поступления, начинают изучать со второго семестра первого курса. На выбор дается девять иностранных языков. Студенты выбирают их самостоятельно, то есть это ни в коем случае не специальное распределение. Предлагаем французский, немецкий, испанский, итальянский, японский, китайский, арабский, корейский, и с этого года мы открываем турецкий, потому что на него появился большой запрос. Второй иностранный язык студент изучает на протяжение четырех лет, так же шесть часов в неделю.

– Как проходит процесс обучения?

– У нас довольно камерный формат, и несмотря на то, что Медиажурналистика на сегодняшний день – это очень востребованное направление, образование строится по принципу case study. Студенты отрабатывают на практике все необходимые навыки. У нас нет потоковых лекций, в целом, процент лекционных занятий сохранён, но он не очень высокий, потому что мы верим в то, что студенты могут освоить гораздо больше на практике.

У нас нет больших групп: учебные группы до 20 человек. Студент может в любой момент обратиться к преподавателю, может вступить в профессиональную дискуссию. Важный принцип, который тоже сохраняется в институте общественных наук: преподаватель и студент – это коллеги. Студент имеет право на свою точку зрения и может её отстаивать. Это тоже положительно влияет на качество образования, потому что, когда студент имеет возможность что-то обсудить, он запомнит это лучше.

РАНХиГС

РАНХиГС, фото: Анастасия Лабутина

– Какой у вас проходной балл был в прошлом году?

– Если мы говорим о платной форме обучения, то проходной был довольно невысокий – это 160 баллов за три экзамена. Для того, чтобы поступить на Медиажурналистику, требуется сдать русский и литературу именно в формате ЕГЭ и по русскому набрать не ниже 50, а по литературе не ниже 55 баллов. Нужно также написать внутреннее вступительное испытание на балл не ниже 50.

Если мы говорим о бюджете, то по внутреннему вступительному испытанию это также 50 баллов, а по русскому и литературе необходимо набрать не ниже 70. Но нужно понимать, что это пороговое значение, с которым у абитуриента есть возможность заполнить анкету для подачи документов именно на бюджетную форму обучения. Дальше есть фактор конкурса.

– Как работает конкурс на бюджетные места?

– Так сложилась тенденция, что в последние годы бюджетные места занимают победители и призеры Олимпиад. Бюджетных мест не так много, как хотелось бы. Поэтому, чтобы поддержать одаренных абитуриентов, которых немало, предусмотрена система скидок от 25% до 75%. Эта система рассчитывается по сумме баллов ЕГЭ и индивидуальным достижениям.

– В какие сроки студенту нужно подать документы о поступлении?                                   

– Прием документов начался 20 июня. В случае, если абитуриент планирует участвовать в конкурсе на бюджет, ему необходимо подать документы до 19 июля. Сами вступительные испытания на журналистику начинаются уже 4 июля.

– Что включает в себя вступительное испытание?

– Несмотря на то, что вступительное испытание называется конкурсом профессиональной направленности, на самом деле мы не требуем специализированных профессиональных знаний. Мы уверены в том, что всему, чему необходимо научиться в профессии, мы научим, иначе зачем всё это? Поэтому на этапе поступления мы скорее ориентируемся на ту логику, которой руководствуется абитуриент. Смотрим на текст именно с точки зрения в целом видения: чем абитуриент интересуется, какие медиа читает, на что ссылается.

Экзамен проходит дистанционно в формате эссе. Студент сдаёт его в специальной системе прокторинга. На протяжении двух часов он пишет эссе на одну из пяти предложенных тем. Темы всегда связаны с некоторой спецификой, например, это сферы культуры, науки, бизнеса. И каждая из этих тематик связана с определенным инфоповодом, который был в тренде примерно последние полгода. Абитуриент самостоятельно выбирает тему и рассуждает о ней с привлечением именно инфоповода, то есть не просто выражает свою точку зрения.

– Что именно вам важно в эссе?

– Нам важно, чтобы он как журналист смог эту ситуацию развернуть с разных позиций, показать свою аргументацию, ссылаясь на источники. В целом, эссе оценивается по трем критериям. Это грамотная письменная речь, это логика текста и это фактология – как много аргументов, фактов смог привести абитуриент. На самом деле эссе довольно простое, и оно направлено, скорее, просто на знакомство с абитуриентом, чем на проверку каких-то специальных навыков.

– У вас есть подготовительные курсы?

– Мы говорим, что мы не проводим никакие специальные подготовительные курсы, это абсолютно не нужно, потому что уж если студенты сдали литературу, то писать они точно умеют.

– Есть какие-то основные ошибки, которые совершают многие абитуриенты?

– Это довольно хрестоматийные ошибки. У нас периодически встречаются случаи, когда абитуриенты пытаются написать эпиграф в стихах, иногда даже встречаются эссе в стихах. Но поскольку мы все-таки про журналистику, естественно, такие работы не котируются. И мы всегда об этом предупреждаем. Мы, конечно, любим творчество, но в умеренных количествах.

Заштампованные формулировки – это также то, чего нам не хотелось бы видеть. Это, пожалуй, основная рекомендация. Бывают всякие курьезы, когда абитуриенты путают названия географических точек, когда они путают имена первых лиц государства. Студенты обычно получают за эссе довольно высокий балл, не могу сказать, что это какой-то очень сложный экзамен.

– Как бы вы посоветовали подготовиться к ДВИ?

– Во-первых, не волноваться и выспаться – это самое главное, особенно после экзаменов. Читать новости!  И, конечно же, зайти на страницу программы и посмотреть документы, которые связаны с экзаменом. Там можно посмотреть критерии и примеры работ прошлых лет. Обязательно сходить на предэкзаменационную консультацию. И здорово, если абитуриент перед этим составит для себя какой-то список вопросов, которые для него остались непонятными, или, например, нужно свериться.

Подготовка заключается в чтении новостей. Это хорошая профессиональная привычка, тем самым мы начинаем её заранее прививать. И, соответственно, мы говорим о том, что здорово, если журналист делает это в разных источниках. С учетом того, что есть очевидные тематики, и мы не просим писать на все пять тем, можно выбрать ту тематику, которая наиболее приятна, и сфокусироваться именно на ней.

– Какие советы вы можете дать, чтобы абитуриента отпустило волнение, он перестал бояться ДВИ?

– Всегда можно связаться с приемной комиссией института, мы работаем без выходных. И кроме подробной консультации о программе и каких-то советов по подготовке к экзамену, можно просто проконсультироваться с нашими сотрудниками, потому что в приемной комиссии работают в том числе студенты журналистики. Мы всегда рады, когда наши абитуриенты интересуются этим опытом. Наши абитуриенты часто находят студентов в социальных сетях, звонят в приемную комиссию, просят пообщаться, узнать, каково уже быть студентом программы медиажурналистики.

Мы стараемся организовать прием таким образом, чтобы приемная комиссия была с человеческим лицом. Мы всячески транслируем, что никто здесь не кусается, никто не пытается кого-то напугать. Наоборот, на каждом шаге при поступлении мы стараемся отвечать абсолютно на любые вопросы, потому что понимаем, что у абитуриента это впервые, и это довольно страшно и очень ответственно.

А если обобщить, то какого абитуриента вы ждете? Какими качествами он должен обладать?

– Я могу сказать, что на самом деле все абитуриенты очень разные, и, когда они приходят к нам в приемную комиссию, определить настоящего будущего журналиста очень сложно. Потому что, попадая в уже академическую среду, падая в институт, они довольно сильно меняются. Для нас это позитивные изменения.

Мы ждём абсолютно всех, кто хочет найти себя. Негласный девиз Института, который мы произносим на всех днях открытых дверей и очень часто в приемной комиссии: «Ты можешь стать кем угодно, главное, оставайся собой». Здесь всё сделано, для того, чтобы найти себя, свою профессию, не разочароваться, найти своих единомышленников. И если наши ценности отзываются студенту, то мы его очень рады принять в свой круг, в своё комьюнити.

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту