«Наши отношения — как стакан воды. Чем мы его наполняем — зависит от нас»: Варвара Макаревич о подкасте «Стакан воды»

Варвара Макаревич — корреспондент шоу «Суперстар», приглашённый преподаватель РЭУ имени Г. В. Плеханова, вела занятия в Школе журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста. В интервью она рассказала о том, как пришла в подкастинг, о процессе подготовки выпуска, а также раскрыла секрет успеха своего аудио-продукта.

Варвара Макаревич
Фото из архива Варвары Макаревич

— Подкасты — довольно молодой тип передачи аудио-контента. Почему Вы решили развиваться в данной сфере? 

— Я в какой-то момент стала очень много слушать тру-крайм подкастов. Нашла среди них тот, который мне понравился особенно — это были «Дневники Лоры Палны». 

В тот момент я искала новый проект. Написала в подкаст-студию «Терменвокс», которая занимается продакшеном «Дневников Лоры Палны», и предложила им свои идеи. Мы встретились, познакомились, понравились друг другу. И на тот момент так сложилось, что не было подходящего проекта, который я могла бы вести. Идеи им понравились, но пока они не ложились в контент-план. 

Через месяц, когда в студии родилась задумка «Стакана воды», они предложили позицию автора и ведущей, и я с удовольствием согласилась.

— Известно, что Ваш подкаст «о том, как разговаривать с родными на важные темы и не ссориться». Но название отличается от описания. Почему именно «Стакан воды»?

— Очень просто — это уже, наверное, устоявшийся мем в нашем культурном коде: мы рожаем детей, потом ждём, когда в старости они принесут стакан воды. Именно к этому отсылка. 

Можно пойти глубже и вспомнить известное выражение о том, что для оптимиста стакан всегда наполовину полон, а для пессимиста наполовину пуст. 

Наши отношения — тоже как стакан воды. Чем мы его наполняем и как это видим во многом зависит от нас самих.

— Ни одно дело не обходится без коллектива. Сколько у Вас человек в команде и кто за что отвечает?

— Поскольку я работаю как приглашённый автор с продакшн-студией «Терменвокс», то, конечно же, у ребят есть большая профессиональная команда. 

Выглядит это следующим образом: есть продюсер подкаста, шеф-редактор, который вычитывает наши сценарии и вносит правки, есть звукорежиссёры — это люди, которые работают над каждым выпуском. 

Конечно же есть ещё большая маркетинговая команда, SMM-специалисты — они занимаются продвижением, юристы, которые проверяют, чтобы всё было чётко и правильно, и мы бы нигде не попали впросак. 

Так что команда достаточно большая.

— По какому принципу выбираются гости для подкаста?

— Мы в первую очередь смотрим на то, чтобы эксперт действительно обладал экспертизой: насколько он значим в той сфере и тематике, которая будет в конкретном выпуске. 

Иногда понимаем, что нам просто интересен персонаж сам по себе, и уже под него готовы подогнать тему. Поэтому всё персонально. 

Но это неизменно профессионалы своего дела, люди с достаточно весомой медийной компетентностью, и для нас очень важно, чтобы человек был эмпатичным, неравнодушным к тому, что он делает, и достаточно открытым.

Варвара Макаревич
Фото из архива Варвары Макаревич

— Сколько времени уходит на подготовку и запись выпуска?

— Всё всегда индивидуально. Зависит от сложности темы, гостя, и от того, с какого момента мы начинаем считать. 

Иногда бывает так, что с первого контакта с потенциальным героем до записи может пройти несколько месяцев, потому что у нас не совпадают графики. А бывает  мы договариваемся с гостем, в течение пары-тройки дней готовится сценарий, продумывается структура выпуска и пишется эпизод. Обычно запись длится где-то около часа. И потом постпродакшн тоже занимает пару дней. 

То есть цикл где-то 5-7 дней для одного выпуска.

— С какими сложностями Вы сталкивались при создании и записи подкаста и как их решали?

— Я не помню, чтобы у нас были какие-то невероятные сложности. Как у всех, наверное, случались иногда косяки, когда страдало качество звука по независящим от нас причинам. В подкастинге очень важен именно звук, потому что слушатели воспринимают информацию исключительно аудиально, и у нас с коллегами достаточно высокие стандарты того, что мы считаем хорошим качественным звуком. Поэтому за такие огрехи мы всегда очень переживаем. 

— Рейтинг «Стакана воды» — 4.9. Расскажите, в чём секрет успеха?

— Очень важно правильно подобрать tone of voice, который совпадёт с вашей аудиторией, и поднимать те темы, которые попадают в их боли. У нас есть для этого телеграм-канал, в котором мы общаемся со слушателями, телеграм-бот, в который присылают истории, и эксперты в выпусках отвечают на какие-то вопросы или разбирают кейсы. Кажется, что мы просто нашли хороший способ обратной связи.

Соответственно, получая какой-то фидбэк от слушателей, нам проще дальше строить какие-то планы и понимать, о чём в следующий раз стоит поговорить. 

Гости, которых мы зовём, играют, безусловно, важнейшую роль. Значит, аудитории нравится наш выбор, и мы с ними очень хорошо в этом совпали.

— Топ-3 совета тем, кто хочет попробовать себя в сфере подкастинга.

— Совет 1. Знайте, что подкасты — это игра вдолгую, и не стоит рассчитывать на очень быстрый взлёт и успех.

Совет 2. Не бойтесь. Просто начинайте и делайте, потому что всех перфекционистов всегда губит то, что хочется сделать идеально, поэтому очень часто люди вообще не берутся делать. Попробуйте сначала сделать хорошо, и, может быть, этого будет тоже достаточно.

Совет 3. Конечно же, работайте над своей речью: много читайте, разговаривайте, учитесь себя редактировать и чётко, ёмко выражать свои мысли.

Корректор: Каракулян Алина 

112

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту