Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».
Номинация — «Наука».
Участник – Анастасия Еговцева.
Наука = воображение,
или как цель творчества связана с синтезом белка и четырёхмерным пространством
— Хоть это ужасно трудно, нам надо быть весёлыми, и добрыми, и любопытными. И смелыми, и терпеливыми. А ещё учиться и думать, и работать изо всех сил, всем нам, во всех наших мирах…
Филип Пулман «Янтарный телескоп»
Раскрою вам маленький секрет, ведь чем раньше вы о нём узнаете, тем интересней и разнообразней станет ваша жизнь. Формула свободного и креативного мышления таится в одной фразе:
наука = воображение: учёными движет вдохновение .
Как было бы здорово, если бы люди всё принимали как факт. Но в нас с детства сложилась привычка спрашивать: «Почему?». Тогда попробуем вас убедить, и в этом нам будет помогать творчество.
В любой научной теории в основе лежит идея. А чтобы рассмотреть её зарождение через микроскоп, предлагаю провести сравнение – это своего рода и разминка для фантазии, и повторение изученного материала по биологии.
Итак, представим, что в голове у меня зародилась уникальная мысль, с которой я хочу с кем-то поделиться. Но проблема в том, что мысль нематериальна и по своим свойствам не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса, ни формы. Мы имеем только представление, образ. Наша мысль – это вроде закодированной информации о строении белка, хранящейся в ДНК. То есть, белок в нашем случае – это будет готовый результат (например, этот материал).
На первом этапе в нашей голове имеется закодированная информация (мысль, идея), но чтобы получить белок (готовый результат, который можно будет воспринимать другим людям) нам нужно провести транскрипцию, то есть, считывание информации с матрицы (мозга).
На нашем примере транскрипцией является выражение мыслей через слова (у художников идеи воплощаются в жизнь через краски, у музыкантов через звуки и т.п.). Но чтобы всё прошло верно и качественно, в биологии используется правило комплементарност и (соответствия). Мы проверяем, чтобы выраженная на бумаге мысль, соответствовала той мысли, что мы хотели донести ранее, имея идею только в голове.
После многих превращений и реакций (вроде процесса публикации) мы получаем готовый продукт, который может воспринять другой человек и провести обратную операцию: прочитать зашифрованную в словах идею и закодировать её в уме, построить свою собственную мысль. Тем самым, как генетический код специфичен и универсален для каждого существа, так и мысль, воплощаемая через различные средства (в нашем случае, это наука), уникальна у каждого человека!
Вот мы и рассмотрели процесс появление и воплощения идеи. Но с какой целью в голове возникает мысль? Трудно поверить, но на этот вопрос нам поможет ответить творчество, а точнее посылы к нему.
Для чего писатели пишут книги? Зачем художники устраивают выставки собственных картин? Для чего музыкантам слушатели? В принципе для того же, зачем и физики открывают законы, а биологи ищут лекарство от болезни. Они хотят сделать мир лучше, приблизиться к идеалу или поделиться частичкой своей веры.
У каждой науки своя религии, своя культура: одни говорят на языке физических формул и верят в теорию Большого взрыва, другие твердят священную фразу: «Клетка от клетки» и высчитывают процентное количество генотипов во втором поколении, а некоторые и вовсе общаются через двоичную систему и мониторы. И как после этого не считать, что у каждого своё видение мира?
Когда мы мыслим, мы верим в то, что мы мыслим. И так получилось, что природа заложила в человека щедрость. Нам хочется делиться друг с другом эмоциями, чувствами и знаниями. Как можно лишить людей дара природы? Вот учёные и творческие деятели активно передают свои мысли другим. Знания бесполезны, если ими обладает лишь один человек.
По словарю Ожегова, творчество – это создание нечто нового. Под это понятие отлично подходят и геометрия с алгеброй! Вот вы, сидя у себя дома, можете представить четырёхмерное пространство, в которое заключена наша Вселенная? А математики могут! Они создают четвёртые, пятые и шестые измерения, и всё это благодаря воображению и знанию нескольких законов!
Как и у математики, задача творчества – это решение проблем, улавливание жизненных закономерностей, стремление разъяснить их и найти пути и выходы из ситуации. И наука, и искусство пытаются понять смысл всего сущего, найти его начала, причины и следствия событий. Да, они смотрят на наш мир по-разному, но цели их объединяют.
Глупо, когда люди делят друг друга на гуманитариев, технарей или биохимов, ведь у нашего головного мозга два полушария, которые отвечают за логическое и творческое мышление, и они работают вместе и слажено. Не бывает такого, чтобы человек на протяжении всей жизни активно работал лишь одним участком мозга. Вот почему наука неотделима от творчества и всего, что с ним связано.
В заключении, хочу отметить: учёные – ярые мечтатели. Ведь именно мечта подталкивает их на создание невероятных машин, изобретение различных устройств. То, что они создают сейчас – это ступень лестницы в будущее. И каким оно будет, зависит только от нас, от наших идей и мыслей. И печально, что школа превращает интересные вещи в скуку и отбивает желание у детей познавать новое. Не нужно отталкивать стремление к знаниям, любопытство и жажду выдумывать небывалые вещицы, вдруг на одну открытую звезду космос станет меньше?
Анастасия Еговцева
Ученица МАОУ «СОШ №7» г. Курган, выпускница с отличием Школы юного журналиста при КГУ