Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Назад в 60-ые…

«Маленький школьный оркестр» — замечательный фильм, созданный в 1968 году известными русскими режиссерами Александром Муратовым и Николаем Рашеевым .

Актуален фильм тем, что речь идет о таких же подростках как мы, только живущих в другую историческую эпоху. Как обычно это происходило и происходит сейчас, ребята, у которых совпали интересы, пытаются объединиться и продемонстрировать свой талант. Так и в картине: молодые люди, увлеченные игрой на разных музыкальных инструментах, организуют собственный ансамбль и выступают на различных школьных праздниках.

Эта типичная история о том, как образовался школьный инструментальный коллектив из будущих выпускников школы. Несмотря на то, что жизненные пути друзей расходятся, музыка не покидает их и остается в сердцах навсегда. Фильм не просто о музыке, он сам весь – музыка. Только она способна была вдохновлять главных героев картины на поступки и шла параллельно с их жизнью.

Сравнивая «Маленький школьный оркестр» с фильмом «Я шагаю по Москве» 1965 года, сразу бросается в глаза одно отличительная особенность. В картине «Я шагаю по Москве» зрителям демонстрируется обычное протекание жизни, так называемое существование людей, лишенное какого – либо психологического начала и представленное больше в комедийном жанре. А «Маленький школьный оркестр» наоборот, рассказ о том, как единственное увлечение может не просто быть каким – то не совсем важным хобби, а сравняться со всей жизнью человека.

Разработкой сценарной основы занимался и Николай Рашеев , и Александр Муратов, и Владимир Зуев. Сценарий можно выделить следующие эпизоды: параллельное изображение нынешней жизни главных героев и их воспоминаний, выступление школьного ансамбля на выпускном, окончание школы, последующие выступления уже взрослого коллектива, возвращение к воспоминаниям и монтаж фотографий молодости.

Авторы относят фильм к мюзиклу. Поскольку постановка имеет характерные черты этого жанра:

— широта жанрового диапазона . « Маленький школьный оркестр» — это драма .

— ведущая роль музыки наряду с эпизодным планом. В фильме всего лишь несколько фраз, а музыкальное сопровождения слышно почти постоянно.

— стремление к сдержанности, высокой идейности и глубине мысли. Казалось бы, в этом простом на первый взгляд фильме нет ничего необычного, однако авторы очень точно сумели вложить в сюжет глубокую проблему – выбор жизненного пути и достижение поставленных целей.

Работа творческой группы весьма своеобразна. В режиссерской деятельности выделим то, что очень точно было определено направление сюжета фильма. То есть зрителям не просто показали историю о том, как подростки играли в ансамбле в школе и после ее окончания, а сопоставили теперешнюю жизнь с уже прошедшим школьным этапов в их жизни.

Отметим и операторское мастерство. Когда нам демонстрируется нынешняя, уже взрослая жизнь бывших музыкантов, то кадры показываются в черно – белом тоне. А изображение жизни молодых людей во время окончания школы и их странствий по различным мероприятиям в поисках дохода – в ярких, цветных оттенках. Таким образом, операторы смогли создать контраст между прошлым и настоящим.

Звуковая дорожка требует отдельного внимания. Музыкальное сопровождение присутствовало почти на протяжении всего фильма, исчезая только вовремя немногочисленных реплик актеров. Причем музыка звучит не из каких-то других фильмов, произведений или жанров, а играет именно композиции самих юных исполнителей школьного оркестра. Мелодии то плавные и спокойные во время расставания ребят после выпускного вечера, то наоборот более живые и энергичные. Некоторые композиции даже четко попадают в те моменты в фильме, когда один за другим проезжают велосипедисты на соревнованиях.

Главными актерами фильма являются Галина Шабанова, Светлана Смехнова , Сергей Власов, Виктор Троцкий, Владимир Чинаев , Владимир Ходзицкий , Вячеслав Воронин и Михаил Крамар. Отметим, что главные герои картины – молоды, они очень обаятельны, красивы и виртуозны. Несмотря на то, что подростки представлены в типичной атмосфере  школьной жизни, это не мешает авторам фильма не показывать их родителей, одноклассников, учителей, например. В этом и заключается основная особенность. Мы не знаем, как ребята повели бы себя с другими окружающими людьми, зритель видит их только в кругу своего ансамбля. Актеры о ч ень хорошо справились с поставленной задачей. Они смогли изобразить ту простоту и непривзятость молодежи, их буквальное понимание мира и трепетное отношение в окружающему миру и своему любимому делу – музыке.

Среди изобразительно – художественных решений фильма нужно обратить внимание на монтаж. Вначале картины зрителю по очереди демонстрируются уже взрослые участники бывшего школьного ансамбля, а в конце фильма меняются фотографии тех же людей, только в подростковом возрасте. Таким образом, в монтаже появляется своеобразный параллелизм начала и концовки.

Композиция фильма «Маленький школьный ансамбль» кольцевая. Так как повторяются кадры взрослой жизни то вначале постановки, то в конце, то в промежутках между воспоминаниями и музыкальном ансамбле.

Поскольку фильм снимался в 60-е годы XX века, то глобальные и привычные для нашего времени спецэффекты отсутствуют. Тем не менее, существует изобразительная подсказка, которая помогает зрителю быстрее сориентироваться и понять, какой возможный конец будет у фильма. Сама подсказка заключается в том, что кадры подчеркивают не только взаимоотношения еще в школьные годы между участниками коллектива, но и их расстройства и переживания уже во взрослом возрасте по поводу того, что они, возможно, больше и не выйдут на сцену вместе.

Наряду с многочисленными положительными моментами, существуют и некоторые недочеты работы. Во – первых, не очень удачна сцена, когда поднимают рояль. Думаю, зрители ожидали, что его занесут в квартиру, однако этого не произошло. Зато в этом эпизоде мы смогли насладиться красотой и обаянием Светланы Смехновой . Во – вторых, в кадрах несколько раз могут повторятся одни и те же мелодии, это не всегда уместно. Поскольку меняется ситуация и герои на экране, а звуковая дорожка остается неизменной.

Что можно еще говорить? Слова здесь лишние. Как и в самом фильме, где прозвучало все лишь несколько реплик. Это замечательный советский фильм о простых школьниках. Возможно, кто-то скажет, что в этом нет никакой роскоши или «изюминки», однако они глубоко заблуждаются. Картина пронизана тонким психологизмом, направленным на понимание зрителем тех важных ценностей жизни, которые остаются неизменными и не исчезают из нашей памяти никогда. Как музыка в сердцах главных героев фильма «аленький школьный оркестр».

Валерия Демченко, МБОУ СОШ №18, г. Симферополь

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту