Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Неуправляемые снаряды

Гости Домжура 
НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ СНАРЯДЫ 

Г. В. Кузнецов, автор учебника по тележурналистике для студентов МГУ, писал, что ток-шоу — пока неизвестный для России жанр.

Когда в конце августа 1998 года в России проходил первый телефорум стран СНГ, то в номинации “ведущий ток-шоу” премию решили не присуждать никому. Отборочная комиссия не смогла выделить ни одной передачи, которая соответствовала бы нужному жанру. В следующем году от этой номинации отказались вовсе.

Что же происходит за кадром популярных программ? Кто стоит у плиты телевизионной кухни?

Слово «редактор» знают все. Словосочетание «редактор на телевидении» все слышали. А что такое шеф-редактор ток-шоу? Какова его роль в создании программы? Об этом нам, ученикам Школы журналистики в Домжуре, рассказал известный тележурналист и продюсер “Принципа домино”, ”Цены успеха” и “Без комплексов” Игорь Цветков .

— Порой наших телеведущих можно сравнить с неуправляемыми снарядами. И не всегда они – профессионалы. Это глубоко творческие люди, которые, бывает, только в эфире узнают имена героев или читают редакторские правки. Лолита, например, сценарий не смотрит. Почему? Она это объясняет так: «Если я прочту о человеке, мне его будет неинтересно расспрашивать». Обыкновенная работа редактора заключается в выборе лучших кусков из того, что засняли. А еще необходимо всё почистить и расставить по своим местам. Это и есть черновой монтаж или, как говорят телевизионщики, предмастер.

— Чем ток-шоу отличается от других программ? 
— Ток-шоу – такая передача, где можно, да и нужно рассуждать и обдумывать проблемы. Ничего страшного, если будет немного повтора. Это делается для того, чтобы человек ничего не пропустил, если куда-нибудь отойдёт или отвлечётся. Ток-шоу часто смотрят в парикмахерских. Ошибаются те, кто считают, что это молодёжные передачи. Наша целевая аудитория – 40-50 лет, а то и больше.

— Кто придумывает темы выпусков? 
— Над программой «Без комплексов» работают четыре бригады, во главе каждой из которых стоит шеф-редактор. Они и занимаются темами. В основном берут такие, что обсуждаются на кухне, среди друзей, в курилке.

Самое сложное – конечно, найти гостей. У Андрея Малахова вообще прямой эфир: приходится держать их за руки и за ноги, чтобы они не убежали из студии!

Ток-шоу, на мой взгляд, очень трудоёмкая работа. У нас в команде всего два парня: мужчины такого расписания не выдерживают. Ведь редакторы большую часть времени сидят на телефоне, обзванивают народ и уговаривают принять участие в съёмках. Очень сложно найти кого-либо под тему. Проще, когда приходит человек с уже готовой собственной темой.

— Интересно, что движет теми, кто становится героями программы? Может, желание прославиться? Неужели им хочется заявить на всю страну о своих проблемах? 
— Причины, конечно, у всех разные, но чаще всего гость просто хочет выговориться. Ему становится легче, когда он освобождается от наболевшего. Некоторые люди, у которых не было такой возможности, оказывались в сумасшедшем доме… Иногда знаменитости сами звонят нам и просят, чтобы их взяли поучаствовать.

— Как становятся шеф — редакторами? 
— Нужно брать телеканал измором и не стесняться. Поначалу ребята сидят за телефоном и ведут записи: составляют списки зрителей, участников, специальных гостей. Потом всё перепроверяют: несколько раз обзванивают тех же и снова записывают. Параллельно предлагают свои темы для будущих передач.

Темы обычно рождаются от фонаря. К каждой теме пишут пояснение примерно на полстраницы: о чём пойдет разговор. Также добавляют список возможных героев. Мои редакторы очень ценны тем, что на каждую тему сразу приводят 10-15 человек. А можно для начала, чтобы заинтересовать группу, схитрить и написать вымышленную историю. Необязательно, что программа по вашему сценарию тут же выйдет в эфир. Я не встречал людей, у которых не было провалов.

Существует несколько правил для ток-шоу, принятых во всём мире. Это лёгкость разговора, обязательное присутствие аудитории, артистизм ведущего, а так же самый главный принцип: ведущий дискуссии не является её участником, то есть не может выражать своё мнение по поводу обсуждаемых вопросов. Однако за всей этой телевизионной кутерьмой неизменно стоит невидимый миру шеф-редактор. За ним – последнее слово. 

Маша ФРИМЕР, 
выпускница Школы журналистики в Домжуре, 
студентка Государственного института телевидения и радиовещания. 

ОТ РЕДАКЦИИ. Для тех, кто мечтает о телевизионной карьере и существует Школа тележурналистики, рекламы и паблик рилейшнз в Центральном Доме журналиста. Одна из наших выпускниц, лауреат Третьего Всероссийского конкурса «Юные журналисты России», неподражаемая Аня Новакович уже работает редактором на «Принципе домино». Другие ученики проходят ознакомительную практику на РТР, АТВ, НТВ, «Первом канале». Присоединяйтесь! Слово – за вами!

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту