Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Обратная сторона Европы. Париж и Лондон глазами Оруэлла.

В современном мире сложно найти человека, который бы никогда не слышал о Джордже Оруэлле, абсолютном классике английской литературы XX века, сделавшим своё имя бессмертным благодаря потрясающим книгам «Скотный двор» и «1984». Пожалуй, даже те из нас, кто не читали эти произведения, имеют относительно верное представление о них. Однако, раннее творчество автора, те произведения, которые затмила слава главных книг Оруэлла, часто может оказаться не менее интересным для читателя.

«Фунты лиха в Париже и Лондоне» – первое крупное произведение Оруэлла, ставшее своего рода автобиографией писателя, описанием того, какой была его жизнь до обретения мировой литературной известности. Впервые эта повесть была опубликована в 1933 году и была разделена на две части: жизнь во французской столице и продолжение «приключений» уже по другую сторону Ла-Манша. Именно это произведение стало первой книгой автора, выпущенной под псевдонимом Джордж Оруэлл (действительное имя писателя – Эрик Артур Блэр).

Повесть Оруэлла погружает читателя на самое дно общественной жизни Европы времён между двумя мировыми войнами. Автор не просто описывает жизнь нищего, вынужденного постоянно искать еду и перебиваться самым малым, обдумывая, как бы прожить ещё хотя бы несколько дней, но позволяет читателю ощутить эти страдания на себе самом, окунуться с головой в ту жизнь, которая давно перешла в разряд выживания и не может предложить бедняку даже малейшей надежды на то, что этому аду придёт конец.

«Фунты лиха в Париже и Лондоне» – полноценное исследование бедности как явления, которое часто оказывается незаметным для стороннего человека. В своей повести Оруэлл наглядно показывает, какие причины, события и общественные процессы могут стать предпосылками к тому, чтобы даже такой аристократ, каким является главный герой, вдруг оказался вынужден работать за сущие гроши мойщиком посуды, а то и вовсе остался без какой-либо работы и средств к существованию. Оруэлл анализирует явление бедности и порой даже рассуждает о том, как предотвратить её. В нищете героев повести автор гораздо реже винит самих персонажей – они у Оруэлла не лишены желания работать и зачастую готовы хвататься за малейший шанс изменить свою жизнь – но чаще указывает на несостоятельность западной экономической системы, в которой человек, не имеющий работы, не только вынужден выживать, а не жить, но так же зачастую и не имеет какой-либо возможности получить даже самую низкооплачиваемую работу.

Кроме прочего, Оруэлл отмечает одну из важнейших особенностей падения человека на самое дно: для многих людей, привыкших к жизни на широкую ногу и соблюдению всех привычек «добропорядочного человека», бедность оказывается тем очевидным фактором, который они всеми силами стараются отрицать. Нищета здесь вызывает чувство угнетающего стеснения, однако, в конце концов – и такая трактовка не лишена доли романтики – делает этого человека более свободным, чем он был прежде.

Отдельного внимания заслуживают своеобразные «полезные советы» на тему бедности, среди которых наблюдения о том, как избавиться от клопов с помощью перца или как себя чувствует человек, вынужденный питаться только хлебом с маргарином. Именно благодаря таким деталям читатель может лучше прочувствовать всю значимость бытовых проблем нищего, в жизни которого они играют огромную роль.

«Фунты лиха…» позволяют лучше понять, как формировалась личность Оруэлла, как на ней сказались далеко не лучшие годы его жизни. Повесть пронизана личным опытом автора, который, как и его герой, был вынужден скитаться, перебиваться случайными заработками, и который убедился в несовершенстве мира не на романтизированных примерах из книг, а кутаясь в скудные одеяла в грязных ночлежках Парижа и Лондона.

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту