Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Письма терпимости

Снова в мир пришла осень, светлая и бескомпромиссная в своей простоте. Я люблю это время года за некую странную честность, ясное понимание, что скоро настанет черёд снегов. Люди могут жаловаться на грязь, на холод, от которого успели отвыкнуть, на сезонные изменения психического состояния, в конце концов, но для меня это несущественно. Вот — на деревьях были зелёные листья, а теперь они умерли и упали на землю. Великая наглядность жизни, через которую косыми струями идёт дождь…

А что до грязи и холода, то они находятся у меня в душе — соседствуя с жарким тлением гнева и раздражения. Мечется по сознанию мысль, рвутся старые связи, силится работать вся эта пронизанная электричеством громада мечтаний и воспоминаний. Что есть терпимость как свойство характера? Когда говорят «быть терпимым», это подразумевает отсутствие предубеждений к чуждым культурам, обществам, вкусам и тому подобному. Некоторым образом терпимость противопоставлена ксенофобии, меж- национальной, конфессиональной и другой вражде. Но давайте выбросим определения из учебников и словарей к чёрту и посмотрим в настоящее.

Настоящее — это такая неуловимая и прекрасная вещь, она проходит через всё и вся, меняя его и уносясь куда-то дальше. Сегодня понятия терпимости и толерантности сохранили свою форму, но вот содержание… Сегодня низкие, подлые и властные в нашем обществе личности вынуждают меня терпеть тупость в самом отвратительном её проявлении. Следовало начать с самой причины, возбудившей во мне отчаяние и отвращение, но момент упущен, да и к чему условности? Я страшно зол!

Каждый раз, когда я сталкиваюсь с общественной жизнью по тем или иным причинам, я замечаю в ней всё больше доводящего до безумия абсурда. И я не собираюсь здесь рассуждать о массовой культуре и о её так называемой убогости. Об этом сказано достаточно — массовая культура только так и существует, и не след обвинять её в глупости, популизме и игре на низменных инстинктах. Это очевидно. Обвинять следует тех, кто представляет эту самую культуру как единственную и безальтернативную » жрачку » для мозгов. Судьбы людей, ставших зависимыми от этого наркотика XXI века меня нисколько не волнуют, меня беспокоит только то, что в информационном поле становится всё труднее набрести на что-нибудь, не побуждающее молиться, смеяться, покупать или совокупляться. И это не относится к интернету, так что на людей зависимых от Google мне тоже наплевать. Вернее сказать, интернет как социальное пространство более подвержен тлетворному влиянию этой страшной силы, загоняющей всех нас на убогие мотивационные пути.

Под эгидой духовности издавна творятся такие вещи, что поневоле начнёшь с большой опаской относится к институту религии и особенно рьяным его «хранителям». Религия — это совершенствование духа, закрепление моральных принципов, идеалов; объединяющий людей фактор. Наказание людей за оскорбление чувств — вы что, совсем..? Стоит такому акту оскорбления — и наказания за него — случится, как вся эта немного сомнительная общественность вздымается в победном ликовании, будто к суду призвали преступника-убийцу. Да ничего подобного! Искусственно раздутая реакция масс для того и нужна, чтобы о настоящих преступниках, гуляющих, кстати, на свободе — забыли. А злит меня здесь совсем не религия, поскольку она является одной из частей социума, и никуда от неё всё равно не деться. Злит и расстраивает покорность и нежелание сомнения.

И здесь нет никакого смысла искать какой-то корень всех зол, или напротив, некую панацею, которая «пробудит» людей или экспрессом отправит их к просветлению. Мы признали, что живём в новое время, можно даже сказать, в эпоху перемен — поэтому следует признать и те ошибки, неточности и своеобразную запутанность всего и вся, что следует из этой эпохи. Но даже такое признание не сможет умерить моего гнева в этот продуваемый всеми ветрами осенний день.

Думаю, что наконец стоит затронуть эту самую мысль, которая стала краеугольным камнем всего этого бессильного монолога. Терпимость. Терпим ли я по отношению К..? Я бесспорно готов терпеть людей, которые не нарушают закон, покой тех, кто в покое нуждается, которые знают о степенях свободы и ответственности, которые живут настоящим днём. Этот перечень можно продолжать. Но, сколь бы длинным он не был, в нём не появятся слова «религия», «сексуальная ориентация», «политические пристрастия», «национальность» в конце концов. Потому, чёрт побери, что человек, для меня по крайней моей мере, определяется не своей религией, идеологией и чем-там-ещё. Разумеется, если он не какой-нибудь фашист или фанатик, но сейчас я не хочу затрагивать частности. Человек определяется своей совестью, мудростью, добротой, может быть. В чём проблема, ведь я могу уважать умных и добрых людей всех национальностей и всех мирных религий? А проблема кроется в том, что теперь меня вынуждают терпеть Тупиц!

Оглянитесь по сторонам. Я уже упоминал здесь глупых и наивных людей, которые считают, что церковь может как-то оперировать законом, влиять на закон в своих собственных интересах в светском государстве. Заметьте, я снова не упоминаю слова «религия», сейчас я говорю о церкви как о конкретной организации, в конкретной стране… Всё равно что говорить о психушке в конкретном городе… Нет, это я увлёкся. Сотру это потом. Теперь давайте посмотрим на более, так сказать, бытовые проблемы. Телевидение. Скоро на всех людях, не обращающихся в той или иной форме к массовой культуре как к средству беспрестанного развлечения, будет висеть ярлык — социопат. И плевать, насколько ваши знакомые, друзья и родственники сведущи в социальной психологии, но на вас они будут упорно и бескомпромиссно показывать пальцем, как на отбившуюся от стада, не побоюсь этого слова, паршивую овцу. Да, я сейчас преувеличиваю, но все мы знаем, что любое явление в определённой форме и в определённых условиях может найти своё развитие, не так ли? Тренды нашли своё развитие в информационном обществе, потребительское поведение развилось и развивается до невиданных масштабов, тенденция упрощения общения — это я имею ввиду так называемые «мемы», провались они все к дьяволу. Итак, вы не смотрите теле-ящик, потому что там в большинстве случаев выбор только между пропагандой и пустосмешеством . Допустим, вместо этого вы предпочитаете интернет как среду, где вы сами себе независимо от правительства, родителей и всего такого выбираете потоки информации — ну как кружки по интересам. Ну вот допустим я так и поступаю. Этим самым вы отсекаете от себя — или себя от огромного пласта, даже можно сказать, Махины, в которую вовлечены многие и многие. Неудивительно, что они будут смотреть на вас как на умалишённого. Что, ты не смотрел сегодня бла-бла-бла шоу такого-то..? Это же круто! Что, ты не следишь за популярными бла-бла-бла видеоблогерами? Все же смотрят! Что, тебе не нравится поп-музыка? Это же ПОП!

Же, же, же! Всюду эти две буквы, и мне они — парадоксально! — успели надоесть больше, чем пресловутые три. В чём проблема этих людей? И, кстати говоря, они потом и начинают кричать про табуированный спор о вкусах. Ну не могу я «отстать» от жизни только потому, что сознательно-несознательно упускаю её наиболее рекламную, смешную и раскрученную сторону. Ну как можно зависать под одно и то же, это же всё было по сто сотен раз, это как жвачка, отлепленная от скамейки на последнем ряду лекционной аудитории и сунутая в рот… Нет, хватит. Никакой популистики ! Умные люди знают об этом? Знают. Значит — долой популистику !

И всё это крутится и крутится вокруг каждого из нас, и вот мы достигли предела мечтаний каждого идеалиста, стали ультра-толерантными и мультикультуральными , да… Упустив из вида этот досадный косяк в виде насаждаемой везде и всюду терпимости к тупости, мерзости и подлости рода человеческого! К слову, это предложение я прокричал и теперь вынужден как-то защититься от соседа снизу. Ладно, оставим балаган.

Вся вышенаписанная графомания должна подкрепляться примерами, которые бы как-то проиллюстрировали и доказали мою точку зрения. Я же, в конце концов, хочу быть не только субъективным, но и объективным. Поэтому пара маленьких экскурсов в прошлое…

Однажды в мой университет выступить с лекцией на тему семейных ценностей или вроде того пришёл священник. Собственно лекция предполагала после себя вопросы, на которые он ответит, и один момент тогда врезался мне в память. Вопрос был про наболевшую и к сожалению актуальную в нашем обществе и в наше время тему — о преступлениях и просто недостойном поведении священнослужителей. И что было сказано? Матерь богов! Суть ответа была в том, что не стоит как-то акцентировать, заострять внимание на всех этих «оплошностях» среди церковных санов, ибо суд существует только один и он — на небесах. Вот так, господа присяжные заседатели, нам одним махом запретили обращать внимание на происходившие и происходящие в лоне церкви гадости, творимые обычными, по сути, людьми. Терпите пока что, а на последнем суде вам всё воздастся, как говорится. А если не обращать внимание, если не говорить об этом, то что? То это, по моему мнению, не только сохранит свой размах, но и преумножит его. Давайте так же не обращать внимания на алкоголиков, избивающих своих жён, не будем говорить о проблеме алкоголизма в определённых слоях населения и социальных группах. Не будем обращать внимания на коррупцию… Вот, пора наконец уйти от всякого упоминания церкви и религии к чему-то отвлечённому. Я лично не поймал за руку ни одного взяточника, не раскрыл никакую законспирированную преступную схему, не выводил в наручниках жуликов из всяких правительственных учреждений, но, знаете, в чём мой плюс? В том, что я никогда не совершу сделки с собственной совестью, и, следовательно — никогда не буду давать или брать взятку. Но сейчас не обо мне. Как-то раз я озвучил эту свою позицию перед некоторыми людьми, и реакцией было мнение о том, что это очень максималистичное и глупое стремление следования за призрачными идеалами, и в один прекрасный миг я себе лоб расшибу о стену, но всё-таки дам кому-нибудь на лапу, а если буду и дальше строить из себя «недотрогу», то вышвырнут меня… Откуда там меня ещё не вышвырнули?

Так вот, товарищи учителя. Опять мы пришли всё к тому же — мне предлагают воспитать в себе терпимость к беззаконию, творящемуся вокруг, и к тому же к собственным дурным поступкам, если таковые последуют. И это подаётся как условие выживания в нашем сложном и «безнравственном» мире. Да, это уже не просто антиутопия, это что-то гораздо более грустное и унылое. И гораздо более вызывает во мне злость и раздражение.

Что я вообще хотел сказать? Когда вам говорят, что в мире тупых вы должны терпеть тупых, в мире жуликов вы должны терпеть нарушения закона, когда во времена повального пьянства — поверьте, такие были и будут — вы должны терпеть буйного соседа-алкоголика за стенкой — знайте: в вас хотят воспитать эту извращенческую терпимость по отношению совершенно ко всему. И я представляю, как далеко-далеко в будущем, кто-то похожий или совсем непохожий на меня пишет подобные строки, содрогаясь в удивлении и гадливом отвращении к описываемым явлениям, пишет это своё последнее отчаянное письмо, а потом пускает себе пулю в свою слишком максималистичную , идеалистическую и одурманенную башку. Да, именно это мне и представляется. Пусть это сгущение красок и возведение всего в абсолют , пусть будет этот максимализм — я не в обиде на тех, кто везде и всюду его видит. Но таково моё собственное письмо к терпимости, и пусть оно не будет последним.

Артем Шаламов, МОАУ «СОШ №8 г. Орска», Оренбургская обл.

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту