«Понимаете, на что вы меня толкаете?»

Доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы журфака МГУ, преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева и член Союза журналистов России Григорий Владимирович Прутцков отвечает на каверзные вопросы.

Прутцков Григорий Владимирович

Если бы вы были учеником нашей школы, кто бы был вашим любимым преподавателем?

Мне сложно сказать, потому что я не учился у преподавателей, которые здесь преподают. Я могу только по каким-то косвенным признакам сказать. Понимаете, на что вы меня толкаете? Я сейчас кого-нибудь забуду и обижу. Сейчас много новых преподавателей. Но я могу сказать, что я обожаю Ирину Валентиновну Бессонову. Я с ней знаком, мы с ней вместе на Сахалин ездили. Я у нее не учился никогда, но, учитывая ее большой профессиональный опыт, уверен, что она замечательный преподаватель. Опять же, никого не хочу обидеть в этом плане, но Ирина Валентиновна, мне кажется, была бы в моем топе.

Какая самая курьезная ситуация случалась с Вами во время занятий/лекций?

Я всегда запираю дверь изнутри, когда начинаю занятие, чтобы нам не мешали. И однажды, это было на третьем этаже, я веду занятие, поглядываю в окно, и вдруг смотрю – голова студента, который, увидев, что дверь закрыта, решил залезть в окно. Мне стало страшно, потому что я подумал, что одно неправильное резкое действие с моей стороны, и он просто сорвется и упадет, и его кровь будет на мне. Я очень осторожно подошел, открыл окно и запустил его. После этого пару лет вообще не запирал дверь.

Но сейчас Вы запираете!

Да, опять сорвался.

Чему бы Вам хотелось научить учащихся, но вы не можете этого сделать?

Я ничему неприличному не собираюсь их учить. Понимаете, я не могу в рамках своего курса масштабно развить кругозор. Я стараюсь делать это в рамках темы, которую изучаем на занятии, в рамках какого-то кейса, как сейчас говорят, но глобально развить, чтобы вышло далеко за рамки того, что я здесь преподаю, — вот это бы хотелось. Любой человек, и журналист в первую очередь, должен обладать очень широким кругозором. И если я вижу, что его нет или не хватает, я могу посвятить лекцию, две лекции, семестр теме развития кругозора, но, к сожалению, такой возможности нет.

Какие ученики Вам не нравятся?

Я всех люблю. Я уже почти тридцать лет преподаю, у меня за всю жизнь было максимум три-четыре студента, к которым я плохо относился. Мне только не нравится, когда болтают во время занятия. Не потому, что эти студенты плохие, а потому, что мне посторенний шум очень мешает говорить. Это нагрузка на связки. Если кто-то хочет поболтать, советую или записочками перекидываться, или выйти, и никаких проблем, я ни на кого не обижусь. А так я всех люблю.

Важно ли Вам нравиться студентам/ученикам?

Знаете, в Евангелии от Луки сказано: «Горе Вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Когда мне говорят: «Вы классный», меня это всегда пугает. Когда находится ученик, которому я не нравлюсь как преподаватель, мне это нравится. То есть мне интересно, а почему, а что не так, как он это видит. Поэтому, когда многим нравишься – это плохо. Это не дает тебе возможности самому развиваться.

А что Вы будете делать, если студент назовет Вас плохим преподавателем?

А мне интересно с ним познакомиться, мне интересно с ним пообщаться, узнать, как он это видит. Я не должен под него подстраиваться, но мне интересно, что именно сформировало его мнение. Не какая-то сплетня про меня, а именно мой способ подачи материала и так далее.

Внезапная контрольная – это высшая форма наказания?

Нет, ну что вы. Контрольную можно дать только в одном случае: условно, я веду семинар, дал всем студентам задание на семинар (семинар – это когда студенты говорят, а преподаватель модерирует), и я построил его так, что у меня десять студентов будут выступать. А семь студентов из десяти не выполнили задание или не пришли. Что мне делать? Ну, я-то всегда найду, что мне делать, но стандартный преподаватель дает контрольную работу, поскольку время надо как-то занять. Я же не могу отпустить раньше, потому что меня будут ругать, что я не провожу с ними столько времени, сколько нужно. У меня всегда в запасе есть несколько контрольных работ, которые могу дать, когда происходит такая ситуация. Но она возникает крайне редко, я даже не помню, когда в последний раз такое было.

Но Вас любят на журфаке, я думаю, ваши занятия никто не пропускает.

Смотря кто! Начальство меня, скажем так, недолюбливает, а студентам, в общем, нравится.

8

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту