Доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы журфака МГУ, преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева и член Союза журналистов России Григорий Владимирович Прутцков отвечает на каверзные вопросы.
![Прутцков Григорий Владимирович](https://live.staticflickr.com/65535/52853365162_56271770ba_c.jpg)
![Прутцков Григорий Владимирович](https://live.staticflickr.com/65535/52853365162_56271770ba_c.jpg)
Если бы вы были учеником нашей школы, кто бы был вашим любимым преподавателем?
Мне сложно сказать, потому что я не учился у преподавателей, которые здесь преподают. Я могу только по каким-то косвенным признакам сказать. Понимаете, на что вы меня толкаете? Я сейчас кого-нибудь забуду и обижу. Сейчас много новых преподавателей. Но я могу сказать, что я обожаю Ирину Валентиновну Бессонову. Я с ней знаком, мы с ней вместе на Сахалин ездили. Я у нее не учился никогда, но, учитывая ее большой профессиональный опыт, уверен, что она замечательный преподаватель. Опять же, никого не хочу обидеть в этом плане, но Ирина Валентиновна, мне кажется, была бы в моем топе.
Какая самая курьезная ситуация случалась с Вами во время занятий/лекций?
Я всегда запираю дверь изнутри, когда начинаю занятие, чтобы нам не мешали. И однажды, это было на третьем этаже, я веду занятие, поглядываю в окно, и вдруг смотрю – голова студента, который, увидев, что дверь закрыта, решил залезть в окно. Мне стало страшно, потому что я подумал, что одно неправильное резкое действие с моей стороны, и он просто сорвется и упадет, и его кровь будет на мне. Я очень осторожно подошел, открыл окно и запустил его. После этого пару лет вообще не запирал дверь.
Но сейчас Вы запираете!
Да, опять сорвался.
Чему бы Вам хотелось научить учащихся, но вы не можете этого сделать?
Я ничему неприличному не собираюсь их учить. Понимаете, я не могу в рамках своего курса масштабно развить кругозор. Я стараюсь делать это в рамках темы, которую изучаем на занятии, в рамках какого-то кейса, как сейчас говорят, но глобально развить, чтобы вышло далеко за рамки того, что я здесь преподаю, — вот это бы хотелось. Любой человек, и журналист в первую очередь, должен обладать очень широким кругозором. И если я вижу, что его нет или не хватает, я могу посвятить лекцию, две лекции, семестр теме развития кругозора, но, к сожалению, такой возможности нет.
Какие ученики Вам не нравятся?
Я всех люблю. Я уже почти тридцать лет преподаю, у меня за всю жизнь было максимум три-четыре студента, к которым я плохо относился. Мне только не нравится, когда болтают во время занятия. Не потому, что эти студенты плохие, а потому, что мне посторенний шум очень мешает говорить. Это нагрузка на связки. Если кто-то хочет поболтать, советую или записочками перекидываться, или выйти, и никаких проблем, я ни на кого не обижусь. А так я всех люблю.
Важно ли Вам нравиться студентам/ученикам?
Знаете, в Евангелии от Луки сказано: «Горе Вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Когда мне говорят: «Вы классный», меня это всегда пугает. Когда находится ученик, которому я не нравлюсь как преподаватель, мне это нравится. То есть мне интересно, а почему, а что не так, как он это видит. Поэтому, когда многим нравишься – это плохо. Это не дает тебе возможности самому развиваться.
А что Вы будете делать, если студент назовет Вас плохим преподавателем?
А мне интересно с ним познакомиться, мне интересно с ним пообщаться, узнать, как он это видит. Я не должен под него подстраиваться, но мне интересно, что именно сформировало его мнение. Не какая-то сплетня про меня, а именно мой способ подачи материала и так далее.
Внезапная контрольная – это высшая форма наказания?
Нет, ну что вы. Контрольную можно дать только в одном случае: условно, я веду семинар, дал всем студентам задание на семинар (семинар – это когда студенты говорят, а преподаватель модерирует), и я построил его так, что у меня десять студентов будут выступать. А семь студентов из десяти не выполнили задание или не пришли. Что мне делать? Ну, я-то всегда найду, что мне делать, но стандартный преподаватель дает контрольную работу, поскольку время надо как-то занять. Я же не могу отпустить раньше, потому что меня будут ругать, что я не провожу с ними столько времени, сколько нужно. У меня всегда в запасе есть несколько контрольных работ, которые могу дать, когда происходит такая ситуация. Но она возникает крайне редко, я даже не помню, когда в последний раз такое было.
Но Вас любят на журфаке, я думаю, ваши занятия никто не пропускает.
Смотря кто! Начальство меня, скажем так, недолюбливает, а студентам, в общем, нравится.