Поведение на сцене и в жизни: как эффективно построить коммуникацию

Диктор, тренер по ораторскому мастерству и публичным выступлениям Дмитрий Анатольевич Чумак в интервью для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева рассказал о главных ошибках публичных выступлений, а также поделился собственным опытом владения ораторским мастерством.

Дмитрий Чумак
Дмитрий Чумак в Английском зале Центрального Дома журналиста
© Маргарита Лукманова/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

— Какие особенности публичных выступлений интровертов и экстравертов?

— Возьмём крайние состояния. У ярко выраженных экстравертов избыточно развитая жестикуляция. Часто эти люди не контролируют свои жесты, поэтому они превращаются в шум. Наш глаз реагирует на движения, а у них они избыточны. У интровертов ровно наоборот, жестикуляция не развита вообще. Это нехорошо, потому что жестами свою речь мы можем усилить. Интровертам очень сложно смотреть в глаза другим людям. «Как же так, я буду смотреть в глаза толпе? Да, дорогой, ты пришел на сцену, чтобы что-то отдать. Если ты не смотришь в глаза, ты ничего не отдаёшь».

— Стоит ли избегать закрытых поз и сможет ли это помочь на сцене?

— Поведение зависит от цели выступления. Для того чтобы расположить аудиторию к себе, избегать закрытых поз, скорее, стоит. Вашей целью может быть отдалиться, в таком случае можно и закрываться. Нет хороших или плохих поз, есть те, которые продвигают тебя к цели и те, которые отдаляют. Они могут быть эффективными или неэффективными. Штука в том, что люди неправильно их трактуют. Они увидели скрещенные руки, и для них это уже закрытая поза, а на самом деле так просто удобно сидеть. Всё зависит от ситуации, но в базе лучше открываться.

  За своим телом стоит следить не только во время публичных выступлений, но и во время любого разговора. Даже когда покупаешь хлеб в «Пятёрочке» или заходишь в автобус. Можно пройти в метро так, что тебя не остановит охранник, а можно так, что остановит. При этом и в первом, и во втором варианте у тебя в рюкзаке будут только тетрадки.

— Когда Вы в последний раз испытывали страх перед публичным выступлением и с чем это было связано?

— Страх не помню, но достаточно сильное волнение было 25 января. Тогда я выиграл чемпионат Москвы по чтению вслух. Там я был не в роли тренера, а в роли выступающего. Нужно было выйти на сцену и читать.
У меня на первом раунде физически тряслись коленки. Я вышел и так волновался. Потом поработал с собой, успокоился, и остальные раунды прошли в более спокойном состоянии. Волнение было, просто оно стало чуть другим.

— Кто самый главный враг выступающего публично?

— Зеркало, которое ты ставишь его между собой и аудиторией. Это значит, что во время выступления человек начинает оценивать сам себя. Он перестаёт общаться со зрителями и начинает общаться с зеркалом:
«А достаточно ли я хорош?», «А достаточно ли я красив?». В таких случаях самый главный враг — это он сам.

— Расскажите про случай, когда навыки публичного выступления буквально спасли Вас?

— В целом, они всегда меня спасали. Не очень люблю драться, и количество самих драк в моей жизни можно по пальцам пересчитать.
В одной ситуации, когда мне хотели «дать в табло», я смог дипломатично урегулировать происходящее. Человек уже был на взводе, был готов драться, но с помощью силы слова я свел ситуацию к варианту без кулаков.

— Какого характера были эти драки?

— Разные, один случай произошел в восьмом классе. Я шёл в белой рубашке после экзамена в музыкальной школе. В этот момент меня окружили человек десять. Они хотели завести меня в кусты, снять куртку и «отчибучить». Я их в прямом смысле слова «уболтал». Тянул время, а потом просто использовал момент, когда будут проходить взрослые, и быстро вынырнул.

  Во взрослой жизни тоже был случай два с половиной года назад. Мы приехали в место, которое любим и в котором часто бываем. Там человеку не понравилось наше присутствие. Он начал наезжать и уже был готов драться, хотя это была не его территория, а общая. Вёл он себя крайне некорректно, а у меня была цель увезти свою семью и себя целыми и невредимыми. Аккуратненько разговором всю эту ситуацию я свёл на нет, сел в машину, и мы уехали.

— Вы уже тогда, в восьмом классе, отрабатывали эти навыки или это скорее врождённое?

—  Это гены, плюс насмотренность. Мой папа журналист, мама тоже окончила факультет журналистики и всю жизнь работала в сфере культуры. Я вырос в семье с хорошим культурным кодом. Это, в свою очередь, помогло мне в развитии своих навыков как спикера. 

Корректор — Леся Калегина 

69
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту