Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Позорный столб» в МГУ

Доцент факультета журналистики МГУ Григорий Прутцков о своем преподавании в университете.

Григорий Владимирович Прутцков

Что Вы можете рассказать о преподавании на факультете журналистики?

— Я преподаю почти тридцать лет. Начал преподавать, когда учился в аспирантуре, на вечернем отделении. Это была у нас аспирантская практика. Мы вели семинарские занятия по истории зарубежной журналистики. Через два года я стал преподавать на дневном отделении, это тоже были семинары. Ещё через три года мне дали лекционный курс на вечернем отделении, потом на спецотделении для людей с высшим образованием, потом уже на дневном отделении. Вот таким образом почти тридцать лет я преподаю историю зарубежной журналистики на всех формах обучения. 

Что Вам нравится в преподавании?

— Для меня любой исторический курс — это возможность провести мостик от прошлых эпох в сегодняшний день. Мы часто смотрим на те события, которые происходят, и не можем понять, что произошло, почему, какие есть перспективы, варианты развития событий, какая подоплека событий. И история в целом, и история журналистики в частности позволяют понять современные события, их природу, историю и, возможно, последствия.

Что можете рассказать о студентах?

— Когда мне кто-нибудь из коллег говорит, что у нас плохие студенты, я в таких случаях советую не работать со студентами. Если ты считаешь, что студенты плохие, то тебе надо заняться чем-то другим. Студенты хорошие. Если студент не интересуется, то надо подумать, может, мы не сумели его заинтересовать. Конечно, бывают какие-то отпетые двоечники, но это очень маленький процент. В основном студенту не интересно, если его не сумели заинтересовать, зажечь. Как сказал кто-то из древних, ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь. Я воспринимаю именно так студентов.

Что бы Вы хотели улучшить в образовании, преподавании?

— Нельзя же постоянно рассказывать одно и то же и ничего не улучшать. Меняются эпохи, меняются технологии и люди меняются, раньше в тетради записывали, сейчас в ноутбук можно записать или диктофон включить. Поэтому всегда что-то хочется улучшить. Каждый год что-то смотришь, прочитаешь лекцию и думаешь: на будущий год я так хочу рассказать, проведешь семинар и думаешь, какие тексты можно дать или задания для будущего года. Поэтому каждый год что-то новое.

Можете пример какой-нибудь привести, если нетрудно.

— Я рассказываю, например, о сложных взаимоотношениях между английским парламентом и журналистами в начале XVIII века, какие были наказания. Наказаний было много: штрафы, тюремное заключение, было такое наказание — позорный столб. Я об этом рассказываю, даже картинки показываю. А студенты потом взяли и смастерили позорный столб в натуральную величину и подарили кафедре. Я с тех пор показываю этот столб, когда читаю лекции про английскую журналистику. Я приношу его на лекции и каждый желающий может попробовать зайти в этот позорный столб. Один раз лучше увидеть, чем сто раз услышать. Когда человек почувствует, например, позорный столб на себе, он уже по-другому будет воспринимать этот предмет, чем если просто услышит от преподавателя, запишет себе и через пять минут забудет.

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту