«Прежде всего ровная спина, грудь вперёд, плечи назад»: Сергей Щербаков о правилах работы в кадре

Сергей Сергеевич Щербаков — преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ и Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста — в интервью рассказал о том, как держаться уверенно в кадре и завладеть вниманием зрителей. 

Сергей Щербаков
Сергей Щербаков в Банкетном зале Центрального Дома журналиста
© Маргарита Лукманова/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

— Как ведущему готовиться к выходу в кадр?

— Любой журналист перед тем, как снять свой первый репортаж, проходит период так называемой пробной записи. Они называются треки. Записать несколько треков — это святое, это нормально, все через них проходят. Перед тем, как сесть в кресло ведущего программы «Время» или «Вечерних новостей», раз двадцать запишешь трек. А для того, чтобы этот трек был успешен, необходимо, чтобы твоя дикция была безупречной. Для этого надо заниматься техникой речи, надо делать артикуляционную гимнастику, тренироваться, тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Доводить своё произношение до совершенства. 

— Как держаться уверенно в кадре? Может быть, есть какие-то советы, лайфхаки?

— Прежде всего ровная спина, грудь вперёд, плечи назад. Вес тела на позвоночнике, как мы делаем на занятиях. Ровненько, чтобы было несбиваемое дыхание постоянно, чтобы диафрагма спокойно качала воздух. Это основа успеха. Когда ты привыкаешь быть в кадре, постоянно следишь за своей осанкой, в повседневной жизни тоже не будешь сворачиваться крючком и скукоживаться. Ты всегда будешь в форме. Соответственно, работа ведущего — это когда ты на дыхании, уверенно, чётко всё делаешь. Зрителю кажется, что тот человек, который в кадре, знает, о чём он говорит. Это передаётся именно тренировкой и упражнениями, которые делают речь человека относительно безупречной, телевизионной.

— Как завладеть аудиторией и удержать внимание зрителей?

— Существует очень много интересных приёмов. Например, начать с какой-то броской фразы, неожиданного вопроса. Это даже не комментирую, в любом интервью можно посмотреть, как привлечь к себе внимание. В любом случае, человек в камере должен быть образованным, начитанным, наслышанным, насмотренным, уважительным по отношению к собеседнику. Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах, как бы человек тебе не нравился или, наоборот, нравился, нельзя проявлять какие-то свои, то ли слишком позитивные, то ли негативные эмоции, особенно негативные. Надо быть ровным, нейтральным, отстранённым, за исключением, как мы с вами знаем, такого вида интервью, которое мы называем проблемным или дискуссионным. Там журналисту надо выражать свою позицию, там вы имеете право и на интонацию, и на всё, что хотите. Во всех остальных случаях вы должны держать себя в руках достаточно жёстко.

— Все мы знаем, что одежда и образ играют ключевую роль при визуальном восприятии. Как должен выглядеть человек в кадре?

— Безусловно, нужно соблюдать телевизионный дресс-код. Нельзя надевать броское, то, что может блестеть в кадре. Женщинам не стоит использовать тени и помаду с блёстками, потому что камера это заметит. Также нельзя красить губы помадой телесного цвета, так как она будет сливаться на камере. Нельзя надевать синее или зелёное платье: если будете сниматься на фоне хромакея, оно пропадёт, останется одна голова. Обычно линейные продюсеры программ, когда приглашают спикеров или гостей в студию, предупреждают о том, какого цвета будет хромакей и просят надеть одежду, которая не будет сливаться. Мужчинам, естественно, необходимы костюм, галстук, рубашка.

Появление в кадре в какой-то толстовке смотрится неопрятно, особенно если это программа информационная или аналитическая или что-то подобное, то есть подразумевает, что её смотрит серьёзная аудитория. Расхлябанный внешний вид не приветствуется, он не допустим в кадре и как бы создаёт впечатление, что человек, которого пригласили высказаться, неуважительно относится к аудитории. Если принят определённый дресс-код, будь добр соблюдать его. Можешь принести его с собой, если уж очень жарко, переодеться в гримёрной. Да, сейчас можно видеть, что на весьма уважаемые программы приходят в каком-то затрапезном свитере, помятых джинсах, небритые, непричёсанные. К сожалению, такое бывает, но это, скорее, исключение из правил.

В программах, которые дорожат своим имиджем и держат высокую планку, линейные продюсеры заранее предупреждают о дресс-коде, одежде, обуви, прическе, макияже и прочем. Если возникают сложности, приглашают гримёра, костюмера, дают всё, что нужно. Мало ли, у человека нет возможности надеть хороший костюм. 

— Что бы Вы посоветовали юным журналистам, которые только начинают свой профессиональный путь?

— Побольше уверенности и здорового молодёжного напора. Двигаться вперед и не замечать препятствий.

Корректор: Алина Каракулян

83

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту