Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Профессия длиною в жизнь

Игорь Леонидович Кириллов — советский и российский телеведущий, до 1989 года – диктор программы «Время». Сейчас работает на Первом канале, периодически участвует в телевизионных программах, озвучивает различные рекламные ролики.

— Кем вы мечтали стать в детстве и почему выбрали профессию телеведущего?


На этот вопрос отвечу очень просто. Я хотел не в детстве, в юности особенно, стать кинорежиссером. Вообще я мечтал о закадровой профессии, чтоб не видно меня было в кадре. Поступал даже во ВГИК – провалился.

— Расскажите о своем первом телевизионном эфире.

Это было 27 сентября: ничего не умея, ничего не зная, я вышел в эфир. Есть фотография, запечатляющая этот исторический момент. Я ее называю «за секунду перед расстрелом», лучше не вспоминать.

— В чем была особенность тележурналистики в ваше время?

У нас было живое телевидение, прямое, никаких видеозаписей не было. Можете себе представить, как работать, если утром репетиция, а вечером передача? А репортерские передачи были сложны тем, что репетиций-то не было, все было по-живому, текстов каких-то вам не давали, вам давали общее, так сказать, «что-то»: называется это, извините за выражение, на чисто профессиональном языке «рыба», а вот из этой «рыбы» надо было сделать действительно что-то толковое.

— Чем именно вам нравится работа на телевидении?

Профессия завлекла меня тем, что она помогала мне в жизни, откровенно говоря, избавляться от своих недостатков. Потому что на экране, да и на радио, и в прессе должен быть такой положительный образ автора (репортера, журналиста), и к этому я стремился всю жизнь. Эта профессия требует именно того, чтобы ты полностью отдавался своему зрителю

— Что по-вашему является основной задачей журналиста?

Это относится не только к журналистам телевидения и радио, но и к пишущим : ценить, уметь, обязательно, использовать свою речь так, как надо, чтобы люди понимали вас, чтобы это был красивый русский литературный разговорный язык – это главная и основная задача любого журналиста. Сегодня вы работаете, скажем, в прессе, а завтра вас пригласят на радио или на телевидение, и что вы будете делать, понимаете?

— Были ли в вашей жизни люди, которые повлияли на ваше развитие как журналиста, так и личности?

Прямо вам скажу, что повезло мне в том смысле, что у меня были великие учителя: в средней школе у нас была учительница русского языка и литературы, она была в царское время учительницей русской словесности – это были невероятные люди, эрудированные необыкновенно, влюбленные в русский литературный разговорный язык, в прозу, в стихи великих наших поэтов и писателей, и эту любовь к своему языку, к своей родине они передавали нам; она нас захватила. Когда мы диктанты писали, когда она диктовала отрывки из произведений великих наших писателей, мы тоже заражались волей-неволей и даже организовали, несмотря на тяжелое время, драматический кружок и кружок художественного чтения. Мне повезло, что мой отец был военным редактором, в издательстве служил долгие-долгие годы, и вот он был фанатом русского языка. Моя великая учительница Ольга Сергеевна Высоцкая, которая была первым диктором телевидения, которое тогда называлось еще радиовидение – это было эксперементально е телевидение, за год до моего рождения. Она очень любила свою профессию, радио, и безумно любила нашу профессию, телевизионную, и вот первое поколение дикторов – это ее ученики. Она во многом помогла нам всем. Я называл ее с большой буквы Учительница. Она давала очень ценные, настоящие советы, была очень тонкий педагог, очень строгий, «добро-строгий», я бы так сказал: в этой доброте была определенная строгость и определенная последовательнос ть.

— Как Вы считаете, должен ли журналист заниматься решением проблем, а не только их освещением? Были ли такие случаи у Вас?

Вы, как журналисты, просто обязаны служить своему народу. Чем вы можете помочь – это четко и ясно: сделать очень короткий, оригинальный и действующий на определенных лиц репортаж или написать парочку столбов на видном месте в издании и потребовать, чтобы редактор утвердил это. Это необходимо сейчас, помогать людям, конечно, надо. Мы кое-что делали, конечно: некоторые письма, приходившие нам на почту, мы переправляли в специальный отдел писем, и они помогали отправить какое-нибудь очень критическое замечание от людей труда, так сказать, и, в общем- то, какие-то подвижки были. Критиковать все плохое, что есть – это ваша обязанность, прежде всего, как граждан нашей страны.

— Существуют ли какие-то секреты успеха журналиста?

Кто такой журналист? Как мне сказали в Канаде (профсоюз драматургов и артистов телевидения): « Каждый человек, выступающий у микрофона на радио, а тем более на телевидении – это же артист телевидения». Меня поразило это. Самый главный секрет я расскажу, потому что двигаться без этого дальше никуда нельзя. Хотите вы этого или нет, но, получив профессию журналиста, вы становитесь волей-неволей артистами, подчеркиваю, телевидения, радио и даже прессы, но там сложнее, потому что там вы не только артисты (пишущие имею в виду), но еще и драматурги. Великое искусство, которое демонстрировал в свое время И.Л.Андроников, заключается в том, что человек, написавший сам себе текст, утвердивший его у главного редактора, он может его воспроизвести, исполнить, то есть соединить чисто авторское, редакторское, журналистское искусство с исполнительским искусством. Если вы хотите стать настоящими профессионалами, первое и главное, что вам нужно понять — это то, что в основе профессии журналиста лежит ораторское мастерство. Как бы вы ни писали, что бы вы ни писали, очень хорошо написали, а вот как вы исполните это, если вам нужно! Высшее искусство — делать текст, написанный собой, свежим и разнообразным.

— Какими качествами должен обладать настоящий журналист? Можете дать совет начинающим журналистам?

Вот вы собираетесь идти в профессию журналиста. А вы знаете хоть, в какую профессию вы вступаете? Чрезвычайно сложную. Перед вами на всю жизнь вашу длинную, радостную, местами трудную, вы должны пронести необыкновенную любовь, прежде всего, к своей профессии, необыкновенную требовательность к самому себе как гражданин, как человек, как профессионал. Я повторю вам лозунг товарища Брежнева: «Сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра – лучше чем сегодня» (прим.ред.). Вы стремитесь к тому, чтобы отточить свое перо, чтобы сегодня вот хотя бы на миллиметр было лучше написано, чем вчера, лучше исполнено, чем вчера и идти по этому пути все время, поставить перед собой очень сложные задачи, которые не надо сразу исполнять, а которые нужно исполнять постепенно. Вы должны развивать в себе открытый природный артистизм, и если вы будете его развивать, вы будете не просто индивидуальностя ми, а личностями. Природный артистизм – это не то, что вы наигрываете. Артист телевидения и радио – это не тот, который играет какую-то роль, а тот, который старается с помощью своего природного артистизма выполнить основные задачи, которые стоят перед ним. Быть самим собой в предлагаемых обстоятельствах и никогда не стремиться быть лучше самих себя — самое главное, святое правило.

— С чего стоит начать познавать профессию журналиста?

Вы получите, конечно, очень много хороших, профессиональных рекомендаций и советов во время учебы, но это не отнимает у вас следующего: если вы хотите быть настоящими журналистами и литературными работниками, то вы должны обязательно заниматься художественным словом. Я имею в виду русскую классику, начиная с прозы нашего великого Пушкина. У вас должны быть репертуары прозы, причем берите простых писателей, которые пишут приближенным к нам языком: я имею в виду Лескова, Чехова, конечно, Александра Сергеевича возьмите, Михаила Юрьевича возьмите. И если в вашем репертуаре будет несколько отрывков из этих произведений, поверьте мне, то вы получите от этого огромную пользу: волей-неволей, чисто физически этот слог, стиль этой прозы ляжет у вас где-то здесь, в подкорке, и вы будете лучше говорить, лучше писать по-русски. Три кита, на которых стоит телевизионное искусство – это что я говорю, кому я говорю(не миллионам, не десяткам человек, а одному, воображаемому человеку, который, я убежден, сейчас слушает и смотрит), и ради чего, зачем я это говорю, мне нужна ваша оценка, но оценка не обязывающая вашему объекту, а моя оценка с подтекстом «а вы как думаете?»

— Какая книга является для вас настольной?

Всегда со мной Пушкин, обязательно. Даже когда у меня самочувствие ухудшается, я беру эту прозу, (прозу больше, чем стихи люблю), я стараюсь читать про себя, потом чуть-чуть погромче, и мне даже лучше становится. Пушкин для меня – это действительно все.

— Как вы готовились к эфиру?
Есть у каждого из нас, из моих коллег, свои секреты.

— А какой секрет у Вас?

Нет, об этом я не буду говорить, я просто скажу, что вообще у каждого из вас, кто захочет работать на радио, или на телевидении, или даже писать, самое главное, должна быть своя методика подготовки, которую вы должны сами для себя выработать. Эта методика должна соответствовать вашему внутреннему содержанию, вашим положительны качествам, вашим некоторым недостаткам, Самое главное – не результат, вы об этом никогда не думайте. Вы должны очень хорошо себя организовать, чтобы была своя индивидуальная, только вам свойственная методика. И тогда в любом виде искусства журналистики, а журналистика – это же искусство, вы найдете себя как личности.


— Как известно, вы закончили Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина. Как отреагировали ваши родители на ваше поступление?

Мои родители давали мне свободу, нисколько не возражали.


— Помогло ли вам актерское образование в работе диктором?

Помогло то, что мы занимались речью. Понимаете, средства массовой информации, начиная с письменной информации, и кончая электронной и радио информацией, являются не просто правильным произношением русского языка, но и своего рода университетом для тех, кто плохо владеет русским языком.

— Что вы можете сказать о современной журналистике?

Мы сейчас с вами, к сожалению, наблюдаем и на радио, и на телевидении, увы, и в печати, как деградирует великий русский литературный разговорный язык. Это больше всего меня убивает. Закон вы знаете: если деградирует национальный язык, то деградирует и общество, деградирует страна. Что такое телевидение, что такое даже радио – это ведь зеркало жизни страны, очень четкое, ясное и правдивое, телевидение отражает то, что происходит в данный момент, в данное время в нашей стране. Если вы будете посредником перед зрителями, читателями, слушателями, проводниками настоящей, русской, великой речи, вы знаете, какое вы сделаете большое дело? Это не только культурное достижение, это политическое дело, это будет консолидировать нацию. Русский язык должен быть чистым, настоящим, великим.

Анастасия Пчелина

Ученица 11 класса гимназии №1 г.Краснознаменска, участник олимпиад по гуманитарным дисциплинам. Играет на гитаре, рисует, занимается танцами. На курсы журналистики Московской школы журналистики имени Владимира Мезенцева пришла 20 сентября 2015г.

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту