Пять советов для начинающих журналистов от корреспондента «Ъ» Анастасии Домбицкой

Корреспондент “Коммерсанта” Анастасия Домбицкая провела мастер-класс в Школе журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста.

Анастасия Домбицкая

Критика — двигатель журналистики

Я училась писать в Школе журналистики имени Владимира Мезенцева. Именно здесь были мои первые ошибки, здесь звучала критика на глазах шестидесяти учеников, волнующиеся руки, красные щеки. Все это мы проходили, проживали, и все это на самом деле превосходно. Потому что до сих пор меня ведет мысль о том, что критика в журналистике, как и в любой профессии, связанной с творчеством — это двигатель. Если вам говорят о том, что вы что-то делаете не так, то у вас есть шанс это изменить в вашем следующем тексте, в следующем опыте или в другом проекте. Никогда не воспринимайте критику, как красный крест. Не думайте, что “все, это не мое, это не моя профессия, я бездарный, я ничего не могу.” Такие мысли появляются, это нормально, они есть у каждого, они были у меня и бывают, с ними нужно жить и через них нужно проходить, каждый на своем пути делает миллион ошибок. Если вы неправильно что-то написали или неправильно записали, не дай Бог, чью-то цитату, и она вышла, у вас всегда есть шанс это исправить. Эта профессия про рост, про путь, про то, что вы каждый раз совершенствуетесь. Но если ваш текст полностью переписан — это нормально. Нужно спрашивать, что с ним не так, почему здесь что-то изменено. То есть надо постоянно учиться и исправлять свои ошибки. Это то, что ведет в этой профессии.         

Журналистика – необъятное дело

            Журналистика – настолько необъятное дело, что в ней каждый может найти себя. Если у вас есть тяга к этому, то почему бы не попробовать себя, например, в международной, в телевизионной журналистике или в какой-то еще. Пока у вас здесь есть шанс это делать, пробовать себя в разных направлениях, делайте. Потому что, когда вам скажут “определяйтесь” и не будет никакого опыта за спиной, у вас будет мало времени определиться. Журналистика — это не про то, как писать красивые тексты с сюжетом — это, можно сказать, последний этап на выходе, а перед этим есть еще множество подводных камней и препятствий, а также вещей, которые связаны с вашей самооценкой, кругозором и бэкграундом. Эта профессия необъятная и в ней очень много всего нужно знать, и, главное, можно постоянно меняться и пробовать себя в новых направлениях.  Пробуйте, и вы найдете себя. А, может быть, вы решите, что я для себя это уяснил сейчас, и хочу перейти в другое дело. Здесь надо быть ко всему готовым.

Если вы хотите попасть в издание, нужно стучаться во все двери

Если есть шанс прийти в школу издания, то нужно этим воспользоваться, такие есть не у многих, но есть.  У RT, я знаю, есть, у Коммерсанта была. Так или иначе это дополнительная практика. Не от одного журналиста я слышала, что если вы хотите попасть в издание, то нужно пытаться стучаться во все двери. Вот я и попыталась. Я написала всем. Всем, кого я только могла найти, во все каналы, какие я могла найти, с примерами текстов и публикаций и с резюме. Спустя несколько попыток, на меня обратили внимание. Это был сложный путь, я очень стремилась туда попасть, я сделала очень много попыток, но это доказывает в очередной раз, что все возможно.  Если вы знаете издание, в которое вы хотите попасть, ищите все пути, которые вас могут туда привести. Все контакты, все почты, все что только можно. Вы никогда не знаете, как сложится ваша жизнь, и кто вас куда приведет.

Любой путь правильный. Не боитесь своей мечты

За год до моего поступления в МГИМО на бюджет поступил только один человек. У него было 410 баллов. Девушка сдала все экзамены на 100 баллов и к тому же у нее был красный диплом. Нам это подбило самооценку и мне показалось, что для меня двери МГИМО закрыты. А потом выяснилось, что не каждый год такой, и в МГИМО что-то изменилось. Но это оказалось уже после того, как мы сдали вступительные экзамены. МГИМО был для меня запасным вариантом. Я целенаправленно шла в МГУ, я готовилась к вступительным именно туда, я знала всю систему, которая есть на вступительных испытаниях. Мы здесь очень тщательно готовились с преподавателями. То есть я точно знала, что буду учиться в МГУ. Но моя мечта, которая была где-то далеко в моей голове не дала мне упустить возможность попробоваться в МГИМО. Потому что я в 9 классе себе сказала: “Как хорошо было бы поступить в МГИМО.” А потом решила: хорошо, конечно, но МГИМО я все равно не потяну, поэтому пойду в МГУ. Не потому, что в МГУ ниже баллы, а потому что там мест больше. Но я сдала вступительные и получилось, что в том году принимали больше людей. Я туда пошла и у меня получилось. Но у меня настало время мучительных терзаний. Потому что когда ты несколько лет идешь в МГУ, а потом прошел в МГИМО, нужно определиться: или давняя мечта, которая была уже забыта, или то, к чему ты долго идешь. И здесь я понимаю, что любой путь правильный. Просто у каждого он свой. Я это все рассказала к тому, чтобы вы ни в коем случае не боялись своей мечты и своей цели. Вы никогда не знаете, что выстрелит.

 Вы должны быть готовы сами предлагать изданию темы

Всегда должно быть что-то о чем нужно писать. И вы всегда должны быть готовы предлагать темы. По своему опыту я могу сказать, что крайне редко бывает, что вам дают темы. Для этого вы должны себя очень хорошо зарекомендовать, чтобы вам что-то давали. Чаще всего это бывает так: вы готовите несколько тем, вы их предлагаете. Если это удовлетворяет ваше руководство, если им интересно, то есть вероятность, что вам дадут что-то написать. Даже в самой профессии журналистике очень часто бывает, что человек сам ищет про что ему писать сейчас. Ни у кого нет времени это искать и интерпретировать. Вы должны быть ценным сотрудником, и вы таким будете, если сможете сами создавать контент. Так же как блогеры сами придумывают, что им вещать на публику. Все что вы видите и читаете — очень полезный навык интерпретировать в какую-то тему.       

16

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту