Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Журналист пишет, люди верят.

Факт в журналистике — вещь упрямая. Его нельзя фальсифицировать и изменять. Проще говоря, не стоит врать своей аудитории, не стоит скрывать правду. Но что делать, если сам читатель верит журналисту и не даже не задумывается о том, что его обманывают? Над этими вопросами размышлял режиссер Билли Рей в своей картине «Афера Стивена Гласса».

Сюжет фильма основан на реальных событиях. В 1990-х годах в известном американском журнале « New Repuplic » работал начинающий журналист Стивен Гласс. Его статьи пользовались большим успехом у читателя. Но однажды молодого человека поймали на жульничестве. Оказалось, что он придумывал и подтасовывал факты для своих материалов, вставлял несуществующие цитаты и имена людей. После скандального увольнения карьера журналиста для Стивена Гласса закончилась. Билли Рэй сознательно не стал менять имена героев, и в картине их зовут также, как и в реальной жизни.

Образ Стивена Гласса ( Хейден Кристенсен ) очень интересен. По внешнему виду не скажешь, что скромный и интеллектуальный молодой человек в очках грезит о карьере прославленного журналиста. Стивена уважают в коллективе и даже немного завидуют его умению находить интересные факты. Некоторые коллеги удивляются, как парень умудряется совмещать работу в серьезном издании и учебу на юридическом факультете. Он быстро входит в доверие новому редактору – Чаку Лейну ( Питер Сарсгаард ). А как правдоподобно Стивен Гласс отчитывал своего коллегу за непроверенную информацию в статье!

Путлицеровская премия могла бы достаться этому талантливому парню, если бы не злополучная статья о хакере — подростке, который взломал секретную базу данных и выдвигал абсурдные требования. Стивен рассказывал ее сюжет всем коллегам и главному редактору, но ни один из них не усомнился в достоверности информации. Этот материал и стал для молодого журналиста роковым. Сотрудники другого СМИ разоблачили Стивена. Правда, они сделали это только потому, что материал напрямую касался тематики их издания. Если бы писали не о компьютерах, а о медиках, к примеру, прошли бы мимо статьи Гласса. Чак отстранил Стивена от должности, несмотря на возмущения коллег.

Кто виноват? Кажется, что не только бедняжка Стивен Гласс. Он лишь благодаря своему богатому воображению выдумывал интересные и захватывающие истории, которые были популярны у разной аудитории: от политиков Белого Дома до обычных людей. На протяжении долгого времени ни читатели, ни коллеги не уличили Стивена в мошенничестве. Все его материалы каждый раз проходили проверку на подлинность, о которой не раз упоминается в картине. Люди охотно верили в истории, иногда походящие на фантастику. А молодой журналист Стивен Гласс угадывал их желания. Благодаря литературным способностям он создавал неповторимые образы, героев и истории, будоражившие читателей: «Ты должен знать, для кого пишешь. И ты должен знать, в чем ты силен. Лично я фиксирую то, чем живут люди и знаю, что движет ими, чего они бояться. Я все это записываю. Дайте людям высказаться, и тогда, кто знает, может, ваши записи тоже получат Путлицеровкую премию…»

P . S . Премию Стивен Гласс так и не получил. Ни в фильме, ни в жизни.

Мелих Александра

г. Санкт-Петербург

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту