Самый лучший учебник журналистики

IMG_0724

19 января в торговом доме «Библио-Глобус» состоялась презентация книги известного журналиста, Матвея Ганапольского. Очередная книга Матвея Юрьевича получила название «Самый лучший учебник журналистики»

О заглавии и целях книги

«Самый лучший учебник журналистики». Да, заглавие претензионное. Однако оно отражает равный интерес тех, которые хотят быть журналистами, например, студенты факультетов журналистики, и тех людей, которым просто интересно. Почему ведущие говорят так, а не иначе. Почему одна программа интересная, а другая нет. Почему гость иногда выглядит дураком, а иногда умным. Почему посмотрели интервью и программу, а она нам показалась интересной, а другая нет. Понять, как это все устроено, телевидение, радио, газеты. Что-то вас удовлетворяет, а что- то нет. Вот это все вот в этой книжке.

О структуре книги

В предприятии, фирме, можно быть руководителем, директором, высшей точкой руководства. А вот что такое СМИ руководство? Директор СМИ чаще всего отвечает за стиль. А есть такая должность, которая называется главный редактор. А он кто такой? Чтобы объяснить структуру, я добавил 10 интервью с потрясающими, очень известными главными редакторами. Я задал три вопроса каждому из них

Вопрос первый. Каков был их жизненный путь, откуда они появились, что они пережили для того, чтобы стать тем, кем они стали. Евгения Альбац, изумительная женщина с интереснейшей судьбой. Жила в Америке, преподавала в Гарварде, а сейчас главный редактор журнала « The New Times ».

Вопрос второй. Как они руководят своим коллективом? Например, Маргарита Симоньян, главный редактор Russia today . Это телеканал, работающий и на английском, и на французском, и на испанском, там занято огромное количество людей. В общем, все это как-то функционирует, а она сидит за столом, вся такая красивая и трудно даже понять, как она всем этим руководит.

Нужно также понимать, что в редакциях нельзя закатывать людей под асфальт. Расскажу на примере газеты «Московский комсомолец, где я регулярно публикуюсь. Вы не представляете, какое давление оказывается на главного редактора газеты, Пашу Гусева. Ведь какого чиновника каким-либо критическим материалом не заденешь, этот чиновник сразу бежит жаловаться.. Поскольку у всех есть друзья, родственники, то каждую минуту в кабинете Гусева раздается звонок.

-Паша, ну что ты, ну как ты можешь…

С одной стороны нужно, чтобы газеты не прибили, а с другой стороны, нужно чтобы это еще и читали. Вы ведь не будете читать что-то неинтересное, вялое.

Минусов у работы главного редактора, конечно, много. Печень даже может разболеться, потому что с чиновниками вечно нужно выпивать. Надо им объяснять, что у меня тут неразумные, малые дети, пишут, сами не знают, что…

Вопрос третий. Что такое современная журналистика? Этот вопрос касается всех нас с нами. Нет такого человека, который ничего бы не читал, ничего не смотрел, ничего бы не слушал. Мы все с вами жертвы журналистики. Очень остро стоит вопрос о достоверности информации. Ведь где-то что-то сказанут и начинается…

Есть золотое правило BBC о трех независимых источниках. А как проверять что-то из захудалого городка, не расставишь же всюду специальных корреспондентов.

Интернет так устроен, что в нем есть информация и ложная, и правдивая. Здесь появляется другой вопрос: блоги, twitter это СМИ? Наверное, да, ведь не зря же крупнейшие информационные агентства круглосуточно мониторят блоги.

О достоверности информации

— Эта книга проверена уже. Она показывает, как это все утроено, кому верить, а кому нет. Вы можете сказать: «Я никогда не буду журналистом. Зачем мне это надо? У меня прекрасная работа». Например, не вы берете интервью, а у вас его берут. Перед вами ставят камеру и просят что-нибудь сказать. А вы потеть начинаете. Ведь это публичность. Когда разговаривал на кухне – все нормально, а когда перед камерой встал — вдруг оцепенел. В общем, это такая удивительная книга, которая рассказывает вам все секреты. Причем, вы в эти секреты не поверите.

Тут Матвей Ганапольский резко встает из-за стола и продолжает рассказывать задорным голосом:

— Например, почему ведущие чаще всего сидят за столами? Потому что не у всех замечательные фигуры. Кроме того, когда садишься на стул, даже очень хороший костюм выглядит некрасиво. И тут неожиданно выясняется, что многие пришли в коротких носках. И вы понимаете, человек садится, брюки задираются, демонстрируя всем нечищеную обувь и волосатые ноги. Таких секретов много, и о них я рассказываю.

Наверное, самое главное, что мне удалось – это веселые книги. В свое время, в ГИТИСе, было очень скучно. Мы проходили еще марксизм и ленинизм, — то, что сейчас, слава богу, умерло. Я помню об этом и понимаю, что лучше всего усваивается материал, когда педагог яркий, когда у него хорошее настроение. Как мне кажется. Мне удается это настроение передавать вам.

IMG_0721

Напоследок хочу сказать, почему вы должны купить «Самый лучший учебник журналистики». Во-первых, я сейчас пишу вторую книгу. Во-вторых, разницы между человеком, который берет интервью, и которым его дает, нет. Сейчас медийная дистанция такая, что практически каждый может стать звездой. Банальная фраза.

Это мне напоминает случай, когда подходишь к своей легковой машине, открываешь капот, а там что-то жужжит. И ты понимаешь, что это какая-то мелочь, но ты злишься на себя из-за того, что ты не знаешь, какой винтик подкрутить. Эта книга поможет вам подкрутить внутренний винтик, для того чтобы ничего не боятся, быть публичным, уметь друзьям или коллегам что-то рассказать.

Может, есть ко мне какие-то вопросы?

Ганапольский

Молодой человек маргинального вида спросил у Матвея об его отношении к гонзо-журналистике (стиль в журналистике, характеризующийся полной субъективностью, нелинейностью содержания, эклектичностью – прим. авт.). Матвей честно признался, что не знает, что это за на правление.

Тогда молодой человек спросил об его отношении к проекту Snob.

— Плохо отношусь. Я не считаю его СМИ. Он проиграл ту задачу, которая перед ним стоит. Людям все время хочется нового, а там этого нет. Я скажу страшную вещь: мне кажется, что проект Snob обречен.

Почему так популярен Twitter? Это то, к чему мир стремится – к наиболее короткой дистанции между ньюсмейкером и его потребителем. Я считаю Twitter CМИ. Хотя его создатели даже и не думали о таком. Вот почему СМИ лезут в социальные сети. Газету надо напечатать, а телевидение вообще очень громоздкое. Костя Эрнст признается, что люди уходят от традиционных СМИ. Они не хотят ждать. Зачем вам ждать новости вечером, если вы можете включить компьютер, зайти на сайт, нажать кнопку и посмотреть все, что вам нужно? Это большая проблема, потому что это тянет за собой рекламодателей.

Интернет для СМИ – это страшная вещь. Нужно «удариться оземь» и дать что-то новое. Уже 35% россиян пользуются интернетом. Их количество все время увеличивается. Это все очень сложно. Мы свидетели превращения традиционных СМИ во что-то нетрадиционное. Как это будет, мы узнаем об этом с вами одновременно.

Я теперь сажусь за этот стол и на тех книгах, которые кто-то желает взять, я с удовольствием расписываюсь. Спасибо вам.

Раздаются аплодисменты. Гости бойко занимают места в очереди. Матвей Ганапольский гордо улыбается.

Фото: Ольга Лапушкина

20.01.2012 11:23 

Евгения Офицерова, Анастасия Платонова

5

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту