Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Сорок три года сумасшедшей любви

14 февраля во многих странах праздновали День влюбленных. Стажеры Школы журналистики имени Владимира Мезенцева поговорили с телевизионным режиссером Ириной Бессоновой. 

Ирина Валентиновна около сорока лет проработала на ТВ.  Из них 30 лет – на Сахалинском ТВ, затем  в телекомпании «Мир»,  в студии «Живи», холдинге РБК. Режиссер поделилась со студентами секретами настоящей любви и рассказала, как сохранить настоящие чувства даже через сорок лет брака.

— Как Вы считаете, где найти настоящую любовь?

— Мне кажется, настоящую любовь нужно искать внутри себя. Она не приходит из ниоткуда. Чаще всего любовь «находится» рядом, в том окружении, в котором ты существуешь. Хотя, конечно, есть много примеров, когда любовь приходит случайно, откуда ни возьмись.

Мне в жизни очень повезло: я свою любовь встретила в рамках профессии. Мой муж оператор, я режиссер. Мы в браке сорок три года. Сорок три года очень странной сумасшедшей любви.

— А кто Вы и Ваш муж по гороскопу?

— Мы оба родились в год Кабана. По гороскопу я – Водолей, он – Лев. По всем восточным предсказаниям наш брак несовместим. Но нас спасли наши профессии. То есть когда любовь подпитывается еще и  интересами по жизни, она становится очень стойкой. Но это мое субъективное мнение: в жизни бывает по-разному.

У нас было много моментов, когда можно было разбежаться. Любовь – это труд, большой труд. Первые полгода – романтичный конфетно-букетный период, когда у тебя все в розовых тонах, бабочки в животе, когда несешься на другой конец павильона, только чтобы увидеть его, где он стоит за камерой. Это все быстро проходит. Начинается другой этап, более прозаический.

— Вы работали с мужем в одной связке?

— И да, и нет. На ТВ не всегда выбираешь команду. Куда начальство поставит, там и работаешь. Оператор – профессия разъездная, командировочная, режиссер, как правило, не выездной.  Но последние лет десять у нас было много совместных программ. 

Как вы познакомились?

— Я была помощником режиссера, стояла перед камерой в павильоне, дёргала картинки перед объективом камеры. Однажды заметила его и влюбилась с первого взгляда. Ну а дальше он провожал меня с работы домой, шел в свою семью, я – в свою, к мужу. Недолго, правда, провожал. Всего два месяца. Жена, узнав о нашем служебном романе, подала на развод. Я этого не знала.

Однажды утром на работе он подошел ко мне и очень прозаично сказал:

– Я развелся. Предлагаю тебе руку и сердце.

Я вытаращила глаза:

– С ума сошел? Вообще-то я замужем и ничего менять не собираюсь.

– А я не тороплю. Ты подумай.

И ушел…

Вы правда не хотели выходить за него замуж?

— У меня и мыслей таких не было! Я же замужем! И потом… когда тебя наполняют чувства, мозг отсутствует — тебе с этим человеком хорошо, просто его не хватает, просто хочется с ним быть. Но о новом замужестве я не помышляла. И по молодости-глупости не предполагала, чем эти провожания могут закончиться. Мы об этом и не говорили никогда.  Это не как в фильме “Зимняя вишня”. Там был долгий процесс, когда он уходил из семьи. У нас все произошло быстро, события развивались сами по себе. Сейчас-то я понимаю, что где-то все решается без нашего участия. Вселенная лишь направляет нас туда, где видит наши желания, искренние отношения и чувства. Но она всегда ставит перед тобой выбор.

В какой момент вы все-таки согласились?

— Я думала целых восемнадцать дней! После его предложения включился мозг, мне стало любопытно:

– А что дальше? А куда он меня позовет?

Простое любопытство. И в один «прекрасный» день я сказала мужу, что ухожу. Он лишь спросил:

– Ты его любишь?

– Не знаю , – ответила я. – Мне с ним  хорошо.

Вот и все. За два месяца трудно узнать человека. Наверное, если бы меня все устраивало в первом браке, я бы не решилась на эту авантюру. А поскольку я видела, что я ошиблась в свое время, юношеская десятилетняя любовь к первому мужу растворилась, то я рискнула. Риск – благородное дело. Рисковать надо, пробовать надо. 

А это тяжело – и жить, и работать вместе?

— Иногда бывает очень трудно, потому что, работая на одном предприятии, ты постоянно крутишься в одной упряжке, встречаешься на съемочных площадках, на передачах, и часто наступает пресыщение творческим общением.  Наши дети говорят сегодня, что вся их жизнь прошла на кухонных производственных летучках, потому что режиссер и оператор в одной семье – это гремучая смесь. Бесконечные споры о замысле и его воплощении, о кадре и музыке, о ракурсе и композиции. Ненормированные  разговоры о работе. О любимой, замечу, работе.

На площадке спорить некогда, там нужно воплощать и четко ставить задачу перед съемочной группой. 

Бывало очень трудно, как бывает трудно и в жизни, и в работе, и в любви. А вечером, дома ты уже не режиссер, а жена и мама. И никто не замечает, что ты еле ноги приволокла. Ужин, уроки, опять разговоры, перерастающие в споры. А в споре, как известно, рождается… конфликт. Но у меня мудрый муж, он очень четко сформулировал правила в нашей семейной жизни: каждый новый день начинаем с чистого листа. Не должно быть никаких обид со вчерашнего дня, никаких разборок, кто прав, кто виноват. Вот ничего этого не должно существовать вообще. К слову сказать, передачи у нас получались весьма приличные.  

— А как же «безумные поступки», они говорят что-нибудь о любви?

— Я, думаю, да. Во всяком случае для меня.  У нас был такой случай. Как обычно мой возлюбленный, он же – будущий муж, провожал меня с работы домой. Ноябрь месяц. Идем по городскому мосту у парка. Приостановились и засмотрелись на бурлящую речку под мостом. Вдруг он говорит:

– Хочешь прыгну?

– Не прыгнешь! Высоко и холодно.

Он молча раздевается и прыгает. Ну чем не герой! Для меня это был показатель: мужик сказал, мужик сделал. 

Когда с вами происходят такие драматические моменты, как прыжок с моста, вы представляете, как это можно изобразить на экране? Вы же режиссер!

— Когда что-то в твоей личной жизни происходит, ты это сиюминутно в собственный фильм не преобразуешь. Да и о работе в такие моменты не думаешь вообще. Режиссеры кино познают жизнь и только потом перекладывают какие-то эпизоды, характеры в свои фильмы. Но в ТВ другая технология, другие задачи. Что такое телевидение? Это сиюминутность: сегодня событие, одно, другое… Приходишь на работу, у тебя передачи, монтаж, съемки, прямые эфиры. Когда там думать, как снять геройский прыжок с моста? Другое дело, когда перед тобой стоит задача в юбилейную передачу ко Дню милиции организовать вертолет и снять захват преступника с оружием в руках на колхозном заброшенном поле. Вот тут включаются все твои режиссерские фантазии и способности. Необходимо не только заполучить вертолет и разрешение на вылет, найти исполнителя преступника и группу задержания (на ТВ же нет штата актеров), но и сделать раскадровку всего эпизода с перестрелкой. А потом, как в кино, еще командовать этим парадом. Правда, не сидя в кресле с рупором, а бегая по колхозному полу то за группой захвата, то за преступником. Вот здесь только я и оператор знает, как это действо изобразить на экране.

Как режиссеру, Вам, наверное, приходилось снимать сюжеты о любви. Как изобразить любовь на экране?  

— В чистом виде сюжетов о любви я не припоминаю. Они не информативны. Все больше снимали героев с любовью к своему делу, к людям. Врачей, учителей, сельских тружеников. А как изобразить? Любовь на экране – это  прежде всего глаза. Взгляды, цветы, поцелуи, прогулки, движения рук, обнимашки.  Главное – создать атмосферу, в которой есть любовь. Чтобы зритель через детали почувствовал эту самую любовь. Можно и через антогонизм героев любовь показать, когда есть конфликт. Всё зависит от сюжета и задачи.

— Что для вас лучшее выражение любви?

— Когда по взгляду в кухне, мы угадываем желания одного или другого. Смеемся: – Высокие отношения! А вообще, для меня в любви важно внимание, понимание, уважение и забота друг о друге. Еще я люблю, когда  муж меня удивляет. В хорошем смысле, конечно.

—  Как вас удивляет муж?

— Самое первое потрясение было, когда я увидела, что он вяжет. Настоящую кофточку для дочери. Каким-то заковыристым рисунком. Мама дорогая! Он прекрасно готовит и сервирует стол. Не часто, но балует.  И скрывает от меня свои кулинарные секреты. Я даже смеюсь: – Ты не ту профессию выбрал! Печет пироги, любит дарить полевые цветы, делает сюрпризы, инициирует  совершенно неожиданные поездки. Он вообще  непредсказуем.  Мы сорок три года вместе, и каждый раз я не знаю, как он поведет себя в тот или иной момент. Одним словом, подогревает мой интерес к себе постоянно. И мне это нравится.

Что еще особенно важно в отношениях?

Я считаю очень важно иметь одни ценности в жизни, на основе которых и строятся все отношения. Еще важна честность. Любовь лжи не терпит. Важен юмор и позитив. В трагические моменты, которых тоже было немало, важно чувствовать и локоть, и плечо друг друга.

Вы с мужем уже больше сорока лет вместе. Верите ли Вы, что любовь живет три года, а дальше она превращается в привязанность, привычку?

— Лично я и верю, и вижу – любовь живуча. И три года, и тридцать три года, и еще два раза по тридцать три. В нашем окружении есть такие примеры. А вот когда прекращается химическая реакция и затухает вулкан страстей, как жить дальше?  Поддерживать костер любви своими индивидуальными способами или жить в привязанности, по привычке – это личный выбор каждого. Рецепта никому не выпишешь. Да и советы не помогут.

Любите и будьте любимы!   

Анастасия Бережная, Мария Логинова

3

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту