«Стресс для выпускников»

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Очерк».

Участник – Елена Трухан.

«Стресс для выпускников»

Для кого-то нынешнее 1 сентября  — праздник и начало самого прекрасного времени в году, но одиннадцатые классы оно заставило схватиться за голову и бежать в библиотеку за книгами, ведь в декабре 2014 года им предстоит писать сочинения для допуска к госэкзамену.

Казалось бы, идея хорошая. Теперь у школьников появится мотивация усердно углубиться в недра российской классической литературы, и всё, что им остаётся, так только радоваться. Однако, так ли это на самом деле?

Согласно результатам опроса, проведенного среди одиннадцатых классов Железногорской школы №4, в целом нововведение оценивается отрицательно . Главная причина – сочинение ввели спонтанно, и подготовиться нужно в кратчайшие сроки. Для выпускников это настоящий стресс. Некоторые школьники в панике: «Ох, сочинение в декабре! Это считается допуском к ЕГЭ. Да зачем оно нужно? Зачем вводить из года в год какие-то новшества? Министерство образования усложняет нам жизнь!». Чуть ли не каждый листок с ответами кричит: «Мы не умеем писать сочинения!». Есть мнение, что большинство из учеников никогда и не брали в руки книг. На фоне всеобщей истерии встаёт вопрос: зачем это нужно?

Однако, не всё так плохо, как кажется. Причём, многие школьники не отрицают положительные стороны этой, казалось бы, ужасающей ситуации. Во-первых, все выпускники вынуждены будут бежать в библиотеки и отстаивать очереди за книгами «Отцы и дети», «Горе от ума», «Война и мир», «Обломов» и другой классикой, заполняющей просторы отечественной литературы. Во-вторых, нововведение должно научить школьников грамотно формулировать свои мысли. Для кого-то это и в самом деле проблема. Тестовая часть ГИА и ЕГЭ привели к тому, что дальше односложных предложений мы уже не заходим. Вот мнение одного из опрашиваемых: «Наше поколение привыкло к тестам. Мы стали меньше читать»

Что же говорят об этом те, на кого навалилась вся ноша подготовки старшеклассников? Возможно, многие выпускники уверены, что для учителей-русоведов это отличная возможность «отыграться» и проучить тех зевак, что спали на уроках литературы. Тем не менее, это не так. Это подтверждает интервью с учителем русского языка и литературы Железногорской школы №4, Валентиной Ивановной Мельниковой.

— Как Вы оцениваете нововведение?

— К нововведению отношусь отрицательно. Во-первых, для изучения необходимого материала и подготовки учащихся к сочинению недостаточно тех 3 часов, которые отводятся по программе. Во-вторых, все те произведения, которые нужны для написания сочинений по заданным направлениям, по программе изучаются только лишь во ВТОРОМ полугодии. Значит, на консультациях нам нужно рассматривать материал, опережающий программу, причём только на КОНСУЛЬТАЦИЯХ. В-третьих, в 11 классе по программе предусматривается всего 3 сочинения на литературную тему, в то время как учить писать сочинения нужно с начальной школы, со второго класса. У нас на протяжении десятилетий делали всё наоборот – вводили тестирование, а сочинение СОВСЕМ убрали. И люди, которые ввели это президентское сочинение, совершенно не думали о том, что дети совсем не готовы 3 декабря показать своё всестороннее развитие, хотя этот проект задумывался как раз для того, чтобы отразить интеллектуальные способности выпускников.

— Отведены ли дополнительные часы для подготовки?

— На это совершенно никаких часов не отведено, поэтому у нас есть всего лишь 1 час консультаций по литературе в неделю. Учителя сами берут этот дополнительный академический час, чтобы за 2 месяца подготовить учеников. В сумме получается всего 8 консультаций, значит это сочинение направлено на самостоятельную подготовку учеников.

— Как Вы считаете, одиннадцатые классы готовы к президентскому сочинению?

— В целом, ребята готовы за счёт базы прошлых школьных лет. Но подытожить всё с современной точки зрения им будет трудно. Однако сочинение в этом году пробное, оценивается только «зачёт» или «незачёт», и обращается внимание на два критерия: как ученики выявили проблему и как аргументировали её при помощи какого-то литературного произведения. Самое главное – чтобы они правильно подобрали произведение, указали верное название и автора. И, конечно, обращается внимание на грамотность.

На сегодняшний день никто не может быть уверен в результатах пробного сочинения: ни выпускники, ни учителя. Нам же остаётся только следить за развитием событий и ожидать новых изменений. Возможно, что в недалёком будущем президентское сочинение покажется нам цветочками.

Елена Трухан

Ученица 9 «А» МБОУ СОШ №4, г. Железногорск-Илимский

Нижнеилимский район, Иркутская область

2
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту